Ростовская региональная общественная организация

«Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии»

Подводим итоги онлайн мастер-класса «Казачий фольклор»

С 15 по 21 мая 2023 года Ростовская региональная общественная организация «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии» (РРОО «ЦЕНТР») в рамках проекта «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив провела онлайн мастер-класс «Казачий фольклор» о разнообразии и уникальности устного народного творчества донских казаков.

В ходе мастер-класса состоялось знакомство с былинами, сказками, эпическими и историческими песнями, были представлены понятие «фольклор» и его изучение. Участники мероприятия узнали, чем отличается народный театр от профессионального, и встретились с неунывающим казаком Чигушей.

Кроме того, на мастер-классе рассказано об отличительной черте донских казачьих сказок, отражающих мечту казаков о свободной и счастливой жизни, которую они выстрадали, за которую боролись и победили.

Мастер-класс адресован, прежде всего, детям и подросткам, интересующимся историей и культурой донского казачества, а также полезен руководителям детского чтения – работникам образования и культуры.

Ведущая мастер-класса – Котова Ирина Юрьевна, заведующий отделом комплектования и обработки фонда Ростовской областной детской библиотеки имени В. М. Величкиной.

Ссылка на мероприятие была размещена на сайте РРОО «ЦЕНТР» и на сайтах партнеров:

RuTube РРОО «ЦЕНТР»:

https://rutube.ru/video/private/81e40be9dce3817f278cdf81e5d285aa/?p=BZj9m-nf5lajNtydYsdJRg

YouTube РРОО «ЦЕНТР»:

https://youtu.be/4mQYPpKNNps

Анализ статистики на канале YouTube РРОО «ЦЕНТР» с 15 по 21 мая 2023 года:

Продолжительность видео: 41 мин. 06 с.

просмотров – 816

часы просмотров –189,6 ч.

В течение недели, с 15 по 21 мая, участники мастер-класса заполняли регистрационные анкеты по ссылке, размещенной в аннотации к видео. Анкеты были созданы в шаблонах Google. Данные анкет сформировались в электронную таблицу Excel.

Количество поступивших анкет – 277.

При первичной обработке было установлено дублирование анкет, некорректно заполненные или заполненные не полностью (№№ 19, 24, 47, 48, 49, 54, 62, 64, 68, 74, 86, 92, 100, 125, 142, 144, 146, 151, 157, 159, 163, 164, 169, 186, 189, 190, 195, 201, 204, 206, 214, 216, 218, 221, 229, 233, 235, 237, 239, 246, 249, 250, 251, 252, 255, 261, 264, 272, 274, 275) и поэтому они были исключены из подсчета, и к дальнейшему анализу было принято 227 анкет.

Исключаются из подсчета дети и подростки №№ 27, 61, 71, 78, 86, 110, 113, 118, 148, 181, 194, 199, 221, 250, 252 – организаторы просмотра не готовы предоставить список детей и подростков, участников мастер-класса — 162 чел.

Итого в онлайн мастер-классе приняли участие:

детей и подростков – 574

в том числе,

самостоятельно, без наставника – 1 (10 лет),

в группах с наставниками – 573

представители гуманитарной отрасли – 226 человека, из них:

сотрудников библиотек – 209, педагогов – 17.

Среди представителей гуманитарной отрасли 214 человек – жители Ростовской области, остальные 12 – жители других территорий России: Ставропольский край (6 чел.), ДНР (2 чел.), Хакасия (1 чел.), Башкортостан (1 чел.), г. Нижний Тагил (1 чел.), г. Севастополь (1 чел.).

Из 226 представителей гуманитарной отрасли, принявших участие в мастер-классе –  33 чел. (29 библиотекарей и 4 педагога) приняли участие впервые в мероприятии и 193 чел. ранее участвовали в онлайн мастер-классах проекта. Из тех, кто впервые участвовал, 2 человека – представители других территорий России, 31 человек – из Ростовской области.

Наставники из числа сотрудников библиотек из Ростовской области – 44 человека организовали участие 418 детей и подростков, наставники из числа сотрудников библиотек Ставропольского края и Республики Хакасии, (2 человека) организовали участие 16 детей, а наставники из системы образования – 8 человек (6 из Ростовской области организовали участие 109 детей и подростков, 2 из ДНР и г. Нижнего Тагила организовали 30 детей), всего 139 детей и подростков.

Таким образом, в мастер-классе приняли участие 527 детей и подростков из Ростовской области и 46 детей и подростков из других регионов (в группах с наставниками), 1 ребёнок (10 лет) участвовал самостоятельно.

Ранее принимали участие в онлайн мастер-классах проекта – 363 детей и подростков, впервые участвовали – 211 человек.

От участвующих в группах с наставниками преобладали подростки и дети среднего возраста, но были и дети младшего возраста.

Из жителей Ростовской области особенно активно подключились библиотекари Красносулинского, Аксайского, Неклиновского, Каменского, Матвеево-Курганского, Кашарского, Белокалитвинского районов; городов Ростов-на-Дону, Волгодонск, Сальск, Донецк, Красный Сулин, Новошахтинск.

Библиотечные специалисты, имеющие большой практический опыт, предложили следующие формы культурно-досуговой деятельности по продвижению краеведческих знаний: викторины, творческие конкурсы, театрализованные представления по донским сказкам, кукольные мини-спектакли, онлайн и офлайн встречи с местными писателями и краеведами, книжные выставки, беседы, громкие чтения с обсуждением, семейные встречи,  квесты, экскурсии по краеведческому фонду, мультстудии, фотоконкурсы, выставки творческих работ (вышивание, рисунки, поделки в разных техниках), выставки творческих работ — иллюстраций, инсталляций — по мотивам прочитанных книг.

Интересные формы краеведческой работы, связанные с традициями и бытом Донского края, были предложены с уже готовыми названиями:

— Конкурс сочинений «Мое село родное, я твой, я сельский человек»;

— Конкурс сочинений «Семья моя казачья» или «Казачьи традиции в нашей семье»;

— Конкурс рисунков на тему «Казачий фольклор»  (разные номинации);

— Выставка «Душистые травы Тихого Дона»;

— Конкурсы   чтения  и  рисования «Оживи литературного героя»;

— Краеведческий поэтический фестиваль «Стихотворения и песни»;

— Конкурс-выставка рисунков «Донская земля  в произведениях писателей-земляков», с целью сохранения культурно-исторического и природного наследия Донского края.

Особую ценность представляет практический опыт участников мастер-класса с которым они поделились, заполняя анкету. Несколько интересных примеров:

«Вовлекая детей и подростков к созданию конкурсных творческих работ, в том числе связанных с Донским краем, стараемся помочь им вникнуть в саму суть того, что они хотят представить на конкурс. Чтобы дети не просто машинально срисовывали картины Донщины, а проникались этой красотой родного пейзажа. Чтобы описывали красноречиво все интересные моменты, используя всё богатство  русского языка. Без книги это сделать сложно.Организация просмотра мастер-класса познакомила ребят с творчеством Б.В. Изюмского, П.В. Лебеденко, М.П. Астапенко, В.Н. Банцевича.
Через народные сказки, былины, произведения  донских писателей и поэтов, дети в библиотеке ближе знакомятся с казачьими традициями, фольклором, особенно  если они не зрителии и  слушатели, а участники громкого чтения, театральной постановки или кукольного театра»
(Ростовская обл., Матвеево-Курганский р-н, село Каменно-Андрианово).

«Провожу уроки краеведения в игровой форме, где дети в качестве закрепления и лучшего усвоения материала разыгрывают сценки по рассказу библиотекаря. Очень популярна форма моментального спектакля» (Чертковский район село Греково-Степановка).

 «С огромным удовольствием воспользуемся Вашим опытом. В свою очередь можем поделиться конкурсной работой «Столицы Донского казачества». Также в Детской библиотеке имени М. И. Ульяновой несколько лет назад использовалась Программа «Мы живем на Дону», разработанная библиотекарем Платоновой Н.Л. Она же проводила фольклорный праздник «Игры казачьей молодежи». Очень важно прививать детям интерес к истории своего края. К 270-летию со дня рождения атамана М.И. Платова сотрудники библиотеки проводили часы истории «Хвала наш Вихорь-Атаман» (г. Ростов-на-Дону).

«С большим вниманием юные читатели просматривают познавательные мастер-классы, принимают участие в межрегиональных и районных конкурсах рисунков о Донском крае, фотоконкурсах» (Ростовская область, Белокалитвинский р-н, х. Чапаев).

«Дети с интересом относятся к конкурсным творческим работам. Наши дети любят рисовать, особенно природу Донского края» (Неклиновский район, п. Новоприморский).

«Дети охотно приходят на мероприятия, связанные с родным краем. Очень любят отгадывать загадки, пословицы, поговорки» (Морозовский район, хутор Морозов).

«В библиотеке работает литературно-краеведческий кружок «Вдохновение», провожу мероприятия, привлекаю взрослых и детей. Ваши мастер-классы очень помогают. Спасибо большое» (Цимлянский район, станица Красноярская).

«Наша библиотека всегда старается привлекать детей и подростков к участию в библиотечных мероприятиях и конкурсах, но не все работы достигают желаемого уровня. Мы надеемся, что ваши мастер-классы нам очень помогут в работе, и нам удастся наиболее эффективно привлекать подрастающее поколение к участию в творческих и литературных конкурсах» (Аксайский район, станица Грушевская).

Участники мастер-класса высказали немало интересных предложений по привлечению детей и подростков к созданию конкурсных творческих работ, в том числе связанных с Донским краем: «Чтобы привлечь детей и подростков к созданию литературных творческих работ, надо детям привлекать любовь к родному краю. Для этого необходимо проводить экскурсии по родным местам. В библиотеках организовывать встречи с поэтами и писателями Донского края — литературные гостиные по творчеству донских писателей».

Много предложений связано с укреплением сотрудничества и взаимодействия библиотек с образовательными учреждениями и общественными организациями, для этого наладить стабильное  и своевременное информирование по школам и учреждениям дополнительного образования с использованием наглядной агитации  (информационные листовки, плакаты и тому подобное).

Итак, обобщённые предложения участников мастер-класса:

— Больше организовывать книжные выставки с информацией о Донском крае;

— Активно делиться краеведческим материалом  в соцсетях;

— Продвигать книги по донскому краю, особенно среди подростков;

— Организовывать комплексные мероприятия  о родном крае с целью живого  общения с народной культурой: песня, театр;

— Ввести призовую составляющую в краеведческую деятельность: создать систему хороших и разнообразных поощрений;

— Проводить краеведческие чтения и уроки творчества;

         — Наладить работу с родителями с целью популяризации семейных традиций разных народов Донского края;

         — Организовывать  обучение через игру, используя разнообразные формы;

— Проводить чтения книг вслух, которые будут давать  представление об этнических, культурных, религиозных особенностях жизни родного края;

— Использовать в краеведческой работе изобразительную и декоративную деятельность детей;

— Создать единый фонд наработок специалистов культуры и образования;

— Привлекать детей к участию в конкурсах, флешмобах, подкастах и прочее;

— Организовывать клубы юных казачат;

— Победители должны бесплатно посетить хотя бы один донской музей, а для участников с наилучшими работами организовать поездку по историческим памятным местам Ростова и области;

— Разрабатывать программы, дающие максимальную возможность детям и подросткам творчески самореализоваться, проявить свои способности в самых разнообразных видах и формах деятельности (поделка, рисунок, словотворчество, лицедейство), где чтение является одним из главных условий. Например, кукольный театр в библиотеке, цель которого – раскрыть творческий потенциал детей и подростков, используя театрализацию и инсценирование.

Подытоживая предложения об организации и проведении  творческих  конкурсов, участники считают необходимым награждение всех детей (не только победителей) сертификатами и поощрение краеведческой литературой.

Многие респонденты подтверждают факт нехватки литературы по краеведению в библиотеках области и предлагают централизовать приобретение и поступление краеведческих документов (комплектование) в детские образовательные и культурные учреждения.

Участники мастер-класса оставили много благодарных комментариев, отмечая качество и систематизацию подачи информации, креативность и оформление площадки, использование элементов театрализации и актерские способности ведущего:

«Я считаю, что недостаточно дать ребенку только информацию о конкурсе. Чтобы привлечь ребенка  к созданию творческой работы, необходимо, чтобы библиотекарь сам был увлечен тем, что он пытается донести детям. Насколько он сам будет представлять ценность того или иного мероприятия, ровно настолько его предложение найдет отклик в сердцах его юных читателей».

«Очень понравилось применение ростовых кукол для театрализации устного народного творчества. Конечно, когда все красочно и эстетично украшено, приглашены казачьи ансамбли или хотя бы просмотреть видеозапись, то и восприниматься детьми все будет по-другому. Нужен и индивидуальный подход к детям. Кто-то хорошо пишет и сочиняет, а как грамотно все оформить, не знает. И, конечно, библиотекарь должен знакомить и расширять знания о донских авторах и их произведениях».

Мастер-классы проекта, содержащие разнообразную   краеведческую информацию,  адресованы специалистам, работающим с детьми (педагогам и библиотекарям) и прежде всего подрастающему поколению. Именно эти дети  будут изучать, сохранять, развивать и прославлять наш уникальный регион – Донской край.