Ростовская региональная общественная организация

«Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии»

Дон родной – край Казачий!

С 22 по 28 мая 2023 года Ростовская региональная общественная организация «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии» (РРОО «ЦЕНТР») в рамках проекта «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив провела онлайн мастер-класс «Быт, обряды и традиции казаков Дона», знакомящий с интересным опытом изучения традиций донского казачества, его обычаев, культуры.  по материалам МБОУ «Большекрепинская СОШ» имени Героя Советского Союза Пода П.А.

Ведущая:

— Здорово дневали, казаки и казачки!

Ответ зрителей: Слава Богу!

Ведущая:

— Сегодня мы собрались на общешкольном мероприятие, посвященному Донскому казачеству: казакам-защитникам, казачкам-хозяюшкам, удалым казачатам. Будем петь, плясать и гутарить по-казачьи.

Ведущая:

— 19 августа 2023 года исполняется 270 лет со дня рождения легендарного «вихорь-атамана» Донского казачьего войска.

Слайд 1.  270-летие Платова М.И.

Ведущая:

— По решению Губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева 2023-й объявлен Годом атамана Матвея Ивановича Платова, который проявил доблесть во всех войнах Российской империи конца XVIII – начала XIX века. Донские казаки под его руководством внесли весомый вклад в разгром армии Наполеона. В 1805 году он основал Новочеркасск, куда перенес столицу Донского казачьего войска.

Фильм о Платове («Атаман Платов»)

Слайд 2. Портрет Платова М.И.

Ведущая:

— Славный Атаман Платов!

— Дорогие казаки и казачки, а знаете ли вы, что имя Платова связано и с Родионово-Несветайским районом – слободой Большекрепинской. Более всего эти места известны нам из повести Антона Павловича Чехова «Степь» и воспоминаниями его братьев – Александра и Михаила Чеховых о поездке к дедушке Егору Михайловичу, служившему в имении графов Платовых управляющим.

Слайд 3. Дом Платовых в слободе Большекрепинской

— По разным источникам, в Родионово-Несветайском районе находилось сразу несколько господских домов. Первый и самый известный – в Большекрепинской, слобода была основана Матвеем Ивановичем в 1777 году. В центре слободы в 1802 году он повелел заложить церковь с колокольней во имя Покрова Пресвятой Богородицы. А на высоком холме на берегу реки Крепкой у графов Платовых стоял большой двухэтажный дом с колоннами, на месте которого сейчас возвышается здание нашей любимой школы, а рядом со школой сохранился подвал времен Платова.

Слайд 4. Казачий фон

Ведущая:

— Испокон веков казачий уклад – это защита семьи, земли и Отечества. Наши казаки отличались отвагой, стойкостью и мужеством на поле боя, где верной спутницей была шашка. Не зря в старину говорили: «Быть бы казаку в беде, да шашка острая при бедре».

— Слово — атаману Родионово-Несветайского юрта Пуц Александру Васильевичу (выступление Пуц А.В. – показывает и рассказывает детям и гостям разного вида шашки и нагайки).

Ведущая:

— Приглашаем юного казака Добринец Виктора рассказать нам поподробнее об этом оружии.

Выступление Добринца Виктора:

— С большим уважением, гордостью и любовью всегда относились донские казаки к оружию. Много об этом сложено песен, пословиц, поговорок.

— Казак как ложкой, так и шашкой (и за столом, и в сражении горазд)

— Казак и во сне шашку щупает (сохраняет бдительность)
— Береженого Бог бережёт, а казака — сабля

— Казак в бою с пикой семерых стоит

Донские казаки любовно называли свои пики «дончихами». Отсюда и пошли казачьи поговорки и присловья:

— Пика — дончиха, добрая казачиха

— Донец с дончихой не знает лиха

— Казак без пики, что икона без лика

Ведущая:

Казак с детства учился владеть оружием, и эту науку необходимо было помнить всю жизнь. Какое главное оружие было у казаков

— Казачата 4-го класса, покажите как вы умеете владеть шашкой!

(Танец с шашками мальчиков 4-го класса «Ой, что-то засиделись, братцы…»)

Ведущая:

— Лихой казак, да ловкая казачка! Боевая подруга, центр казачьей семьи, хранительница быта.

— С пяти лет девочку начинали учить различным рукоделиям: вязать на спицах, крючком, плести кружево, вышивать. Воспитание её полностью подчинялось мысли, что она будущая мать и хозяйка. С взрослением девушка начинала готовить себе приданое.  Приданое казачка хранила в сундуке. Есть этот предмет казачьей мебели и у нас в музее…

— София Бесчастная расскажет о нем подробнее.

Выступление Софии Бесчастной:

— Когда не казак, а сторонний современный человек впервые слышит про «скрыню», то, чаще всего, теряется – непонятно, что имеется в виду. А со «скрытней» всё обстоит проще: можно догадаться, что это слово произошло от глагола «скрывать», то есть прятать от постороннего взора.

А сундук? — спросите вы.

«Скрытня» и сундук – слова-синонимы.

Откроем толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова, читаем значение слова сундук  (сундукъ) – «крупный напольный предмет мебели, снабженный крышкой на петлях, закрывающийся на замок. Громоздкий окованный ящик для хранения вещей с замком».
В нашем языке термин возник лишь в XV веке, пришел он из татарского языка

Еще в древности в самых разных культурах сундук использовали для хранения предметов обихода, драгоценных вещей, украшений и домашней утвари.

ЕСЛИ  же исходить из слова «скрывать», то, в первую очередь, нужно вести речь о больших домашних сундуках, которые использовались казаками вместо шифоньеров, шкафов и другой современной нам мебели 

В них и вправду хранилось то, что не предназначалось для всеобщего обозрения, – приданое для молодой казачки (оно готовилось чуть ли не с рождения девочки), семейные реликвии – свадебные одеяния, крошечные детские рубашечки – «крестильные сорочки», награды предков и многие другие ценные для казачьей семьи вещи

Этот сундук «скрытня» занимает почетное место в нашем музее. Изготовлен он в конце 19 века. Для прочности весь окованный металлом большой сундук имеет мощную крышку, закрывающуюся на замок, с обеих сторон по бокам металлические ручки; Внутри узкий длинный отсек для хранения украшений и мелких предметов быта.

Находился этот сундук, в казачьих семьях, а в начале 21 века был подарен уроженцу хутора Каршено-Ивановка Родионово-Несветайского района, выпускнику нашей школы 1968 года,  Королькову Анатолию Ивановичу. В марте 2023 года этот сундук был передан  Анатолием Ивановичем Корольковым в Большекрепинский  школьный музей.

 В подаренном сундуке хранится одежда семьи казака, украшения женщины-казачки, детские вещи…

(Также в сундуках хранили еще и деньги).

Русская пословица гласит: «Не сказывает муж жене, сколько у него денег в сундуке, она сама знает»

Слайд 5. Фото куреня внутри

Ведущая:

— Любо, Соня! Интересную историю ты нам поведала о «скрытне». Дааа, язык донского казачества был довольно своеобразен, и некоторые слова совсем непонятны.

— Давайте познакомимся еще с несколькими, Татьяна Викторовна, вам слово.

Выступление Татьяны Викторовны Оноприенко:

— Слышали ли вы, как разговаривали друг с другом казаки в старину? Совсем не так, как мы с вами сейчас.

Разговорная казачья речь — ценный и  интересный элемент народной культуры. Она соединила в себе два языка-русский и украинский. На вопрос, на каком же языке говорят (гутарят) казаки, на русском или украинском, многие отвечали: «На нашем! На казачьем!». Некоторые казачьи слова вам, наверное, известны?

Поиграем в слова. Я называю казачье слово, а вы даёте его перевод, употребление этого слова  в  современном русском языке.

Абы как — небрежно;

Антирес — интерес;

Баз — двор, огороженный загон для скота;

Балка — пологая долина в степи, иногда с болотистой речкой;

Заранка -раннее утро;

Катух — свинарник (где содержатся свиньи)

Кочет — петух;

Рель — заливной луг в речной пойме;

Ружо-ружье;

Скубаться-ругаться;

Цыбарка-ведро;

Цыц! — тихо;

Халабуда — шалаш;

Тю! — удивление.

Вот такие интересные, непривычные для нашего слуха слова употребляли казаки в старину.

Презентация – игра с учениками и гостями.

А сейчас задание потруднее!

Игра  «Переведи  предложение»

1. Начепуренный  поблуда  увеялся из горницы и шлындал, покеда не захмарало. — Принаряженный непоседливый парень ушел надолго из дома и  гулял, пока небо не заволокло тучами.

2. В горенке они трошки похлебали юшки, съели житного хлеба с гардалом, выпили узвара из жердел и ладжи и возвернулись до дому завидно.

— В доме  они немного поели ухи, съели ржаного хлеба с горчицей, выпили компота из абрикосов и алычи и засветло вернулись домой.

3. Гарная  бабень балакала с задавучей соседкой без роздыху, а  посля  зачинила ляду.

— Красивая  полная  женщина без перерыва разговаривала с хвастливой соседкой, затем закрыла  дверцу в подвал.

4. Она вытяпала повитель, обчекрыжила кочетки и калачики и сгадала, что у нее узвар на печи.

— Она выполола  вьюнок, коротко обрезала ирисы и герань и вспомнила, что у нее компот  на печи.

Итак, ребята, сейчас звучал казачий диалект, мы гутарили! Употребляли слова местных донских диалектов.
К. Паустовский  по этому поводу  сказал: « Местное слово  может обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно». Таким образом, можно сделать вывод, что слова, которые мы употребляем в говоре, не принадлежат к литературному языку, но их нужно знать и понимать! Чтобы не забыть язык своих предков — казаков!

Литературное объединение Родионово — Несветайского района  «Истоки» образовано в 2011году. (руководитель Оноприенко Татьяна Викторовна)

Члены объединения — местные поэты  и прозаики: Корольков В.И., Дерюшкин Е.П., Ващенко  Я.Ф., Кириленко С.В., Кисленко Н.Н., Пирятинская З.Н., Титаренко П.Г., Селезнева К., Поляничко Л.В. и многие другие, каждый из них вдохновлен темой казачества, Дона, любви к малой родине.

Выставка книг (обзор):

1)Пирятинская Зоя Николаевна

Очерк « Вешенская в ожидании шолоховской весны» (отрывок)

2) Корольков Василий Иванович

Стихотворение «Я на берег Дона выйду».

Ведущая:

— Помимо родного языка, другой составляющей особого этнического чувства является крепкая приверженность «своей» музыке. Музыка, песня – неотъемлемая и важнейшая часть этнических признаков. Послушай, как поют люди, и поймешь, как и чем они живут. Казаки свои песни не поют, они их играют. Казаки так и говорят: «Я тебе сыграю песню, и ты сразу всё поймешь, что к чему». Чистые казачьи голоса улетают из вольной степи прямо в поднебесье, к Богу. Казачья песня способна сплачивать, объединять, песня направляет людей в одно русло.

— 6 класс сейчас сыграет песню «Провожаем казаков»

Ведущая: 

— Казаки донские – славный народ! Свято чтущие старинные традиции, обычаи, устои.

— Завершим нашу встречу словами великого русского писателя Льва Николаевича Толстого: «Вся история России сделана Казаками!»

Слайд 6. «Вся история России сделана казаками!»

Татьяна Викторовна Оноприенко,
Полина Евгеньевна Оноприенко,
Елена Николаевна Статывка.