Ростовская региональная общественная организация

«Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии»

Вся история России сделана казаками!

Онлайн мастер-класс «Быт, обряды и традиции казаков Дона» проводили на трех разных площадках. Одна из школ – городская, две – сельские. В каждой нашли свой подход к изучению темы. Скучно не было нигде. 

 Проект «Язык — духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов» РРОО «ЦЕНТР» поддержан Президентским фондом культурных инициатив. И среди целей проекта – заинтересовать как можно больше детей и подростков чтением, исследовательской деятельностью, разбудить творческую активность. А для этого нужно было увидеть самые интересные примеры, найти инновационные подходы, которые уже используются педагогами, обменяться опытом. 

Учитель высшей категории, дважды победитель конкурса «Лучший учитель России» Элеонора Геннадьевна Манцыгина руководит музеем в школе № 107. Она – признанный авторитет в педагогике. Школьный музей – ее любимое детище, место, где придумываются самые необычные проекты, сочиняются и разыгрываются спектакли, а изучение истории, русского языка и литературы становится самым увлекательным занятием на свете. 

Ее музейные занятия часто посещают гости из разных школ района, города, клубов по интересам. Дружит музей с культурными диаспорами, которые обогатили его экспозиции национальными костюмами, уникальными предметами быта народов, которые издавна живут на Дону. 

Казачество, его происхождение, героическая летопись, обычаи предков и необыкновенно красивый, сочный язык – особые темы в просветительской работе Элеоноры Геннадьевны.

 Сколько  подлинных предметов казачьего быта удалось здесь собрать! А они обладают особой притягательной силой. И ребятам во время занятий все экспонаты можно трогать, рассматривать, брать в руки. И ощутить, например, каким нелегким делом была глажка белья с помощью утюга на углях. Или стирка в деревянном корыте. 

У каждой вещи – своя жизнь, своя история. И во время урока Эльвиры Геннадьевны они вдруг начинают эти истории рассказывать. 

Особой гордостью для казака считалось иметь у себя в хозяйстве железную лопату, да не какую-нибудь, а обязательно немецкую. Такая лопата есть в музее. Также незаменимыми помощниками наших казаков были вилы, косы, серпы и прочие орудия труда. Еще одной помощницей была корзина, именуемая сапеткой… 

Вместе со своими помощниками — юными экскурсоводами Элеонора Геннадьевна демонстрирует, как носили в сапетках собранный урожай. Очень удобная форма, ручки, малый вес… А плели корзины из ивняка. 

Многие (а на занятие пришли не только ученики 5-6 классов, но и гости) впервые узнали, что иву на Дону называют еще вербой.  

— Из ивы на Дону изготавливали не только корзины, но еще и небольшие изгороди, они носили названия плетни, или плетень. Плетень, украшенный глиняными горшками и растущими подсолнухами, стал уже неотъемлемым символом Донской земли. 

Следующее чудо, которое гости удивленно рассматривают, передают из рук в руки, — 

бутылочная тыква. Их в музее несколько.  

— Таких тыкв росло очень много на Дону, из них делали очень удобную тару для жидкостей. Верх срезали, образовывалось отверстие для которого вытачивали пробку, а после использования с ней не жалко было расставаться, — рассказывает Элеонора Геннадьевна. 

Оказывается, к нашему большому удивлению, такая бутылка имеет рад преимуществ перед современным ее аналогом. Ведь вода в такой бутылке нагревалась очень медленно и бутылка, к тому же, не засоряла окружающую среду. 

Весьма необычный предмет – рубель, прапрадедушка утюга. Использовать рубель в хозяйстве было довольно просто, но гладить таким утюгом было очень долго. Принцип работы прост: на специальную скалку наматывали материю, брали рубель, с одной стороны которого была рифлёная поверхность, и прокатывали по скалке с материей, отсюда и появилось выражение: «Не мытьем, так катаньем». 

Участницы музейного занятия тут же на себе проверяют, как сложно было научиться гладить белье. И чугунный утюг, сменивший рубель, был тяжеленным. 

Ребята пытаются поднять утюги, которых в коллекции  музея – несколько разных моделей. 

Рядом с печкой всегда стояли котелки и ухват, похожий на рогатку, блюда из русской печи были невероятно вкусными, а еще в русской печи мылись. Первым по традиции мылся старший в семье.

— Отсюда и пошла поговорка «поперед батьки в печку», — поясняет Элеонора Геннадьевна. Она вообще с большим мастерством вплетает в ткань увлекательного рассказа о быте и обычаях казаков поговорки, пословицы, вместе с ребятами растолковывает непонятные современным школьникам слова, цитирует донских писателей…

В Большекрепинской средне школе имени Героя Советского Союза П.А. Пода на Родионово-Несветайского района на открытом уроке, который прошел в рамках мастер-класса, тоже много внимания уделяли казачьему говору, песням, пословицам и поговоркам. 

История станицы очень тесно связана с именем легендарного вихорь-атамана Платова. По разным источникам, в Родионово-Несветайском районе находилось сразу несколько домов семьи Платовых. Первый и самый известный – в Большекрепинской, слобода была основана Матвеем Ивановичем в 1777 году. В центре слободы в 1802 году он повелел заложить церковь с колокольней во имя Покрова Пресвятой Богородицы. А на высоком холме на берегу реки Крепкой у графов Платовых стоял большой двухэтажный дом с колоннами, на месте которого сейчас стоит здание школы, а рядом со школой сохранился подвал времен Платова.  

  Атаман Родионово-Несветайского юрта Александр Васильевич Пуц стал активным участником нашей встречи — демонстрировал казачьи шашки, разъяснял разницу между ними: 

— Испокон веков казачий уклад – это защита семьи, земли и Отечества. Наши казаки отличались отвагой, стойкостью и мужеством на поле боя, где верной спутницей была шашка. Не зря в старину говорили: «Быть бы казаку в беде, да шашка острая при бедре». 

А юный казак Виктор Добринец напомнил всем массу пословиц и поговорок, сложенных народом о мужестве казака в бою и отношении к оружию:

— Казак как ложкой, так и шашкой (и за столом, и в сражении горазд)

— Казак и во сне шашку щупает (сохраняет бдительность)
— Береженого Бог бережёт, а казака — сабля

— Казак в бою с пикой семерых стоит

— Пика — дончиха, добрая казачиха

— Донец с дончихой не знает лиха

— Казак без пики, что икона без лика.

Потом началась увлекательная игра в слова, да не простые, а на казачьем языке. 

— Слышали ли вы, как разговаривали друг с другом казаки в старину? Совсем не так, как мы с вами сейчас, — начинает разговор директор школы Татьяны Викторовны Оноприенко. — Разговорная казачья речь — ценный и  интересный элемент народной культуры. Она соединила в себе два языка-русский и украинский. На вопрос, на каком же языке говорят (гутарят) казаки, на русском или украинском, многие отвечали: «На нашем! На казачьем!». 

Начинается игра в слова. Татьяна Викторовна называет казачье слово, а ребята хором дают его перевод — употребление этого слова  в  современном русском языке.

Абы как — небрежно;

Антирес — интерес;

Баз — двор, огороженный загон для скота;

Балка — пологая долина в степи, иногда с болотистой речкой;

Заранка -раннее утро;

Катух — свинарник (где содержатся свиньи)

Кочет — петух;

Рель — заливной луг в речной пойме;

Ружо-ружье;

Скубаться-ругаться;

Цыбарка-ведро;

Цыц! — тихо;

Халабуда — шалаш;

Тю! — удивление.

Потом начали отгадывать загадки, названия предметов казачьего быта… Чувствовалось, что дети знают уже очень многое о своей малой родине и казачьей культуре, а хотят узнать еще больше. И совершенно логично прозвучали в конце нашей встречи слова великого Льва Николаевича Толстого: «Вся история России сделана казаками!»

А в хуторе Каменный Брод Родионово-Несветайского района школьный двор вдруг превратился в  импровизированное казачье поселение. На базе школы провели фестиваль, посвященный юбилею атамана Матвея Платова, «Великий сын донских степей».

Гостей угостили квасом, походными пышками — «бурсаками», пирогом с рубленным мясом, который казаки по давней традиции до сих пор называют  «кругляком». А на «десерт» прозвучала песня   «Уж вы гости долгожданные». 

Своими выступлениями собравшихся у школы порадовали артисты государственного академического ансамбля песни и пляски донских казаков имени Анатолия Квасова Елизавета и Тимур Кибешевы, ансамбли «Дружба»,  «Сельские зори», «Лазорики», «Вольная песня», другие творческие коллективы. «Эй, играй моя гармошка и пощады не проси! Полюбуйтесь, как на Доне поют славны казаки!..»

Чувствовалось, что школа, ее педагогический коллектив – главные на этом празднике. Здесь смогли создать настоящий центр притяжения, центр культурной жизни села. Не случайно фестиваль проходил на школьном дворе. 

Экспозиции из школьного исторического музея, фотозона с элементами быта и жизни казаков, коллекция старинного оружия… Все это размещали, раскладывали, расставляли ученики вместе с преподавателями. В этот день каждый желающий смог поучаствовать в увлекательных конкурсах и мастер-классах по казачьим боевым и декоративно-прикладным искусствам, пострелять из лука, покататься верхом на коне, попробовать блюда и напитки национальной кухни.

«Открывай скорей базар — казаки везут товар» — благотворительная ярмарка  с таким названием работала на протяжении всего фестиваля. Вырученные средства пошли на поддержку участников СВО.

В каждой школе, где побывала группа нашего проекта, нашли свой подход к изучению фольклора, истории и быта казачества. И каждый опыт – по-своему интересен, его легко можно применять в других учебных заведениях. Педагоги – участники нашего проекта готовы поделиться всеми своими наработками, методиками и будут рады, если вы приедете к ним в гости. 

Валерий Сипетин