Ростовская региональная общественная организация

«Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии»

Подводим итоги онлайн мастер-класса по творчеству донского писателя Бориса Васильевича Изюмского

28 октября состоялось открытие первого онлайн мастер-класса проекта «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов», реализуемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Мероприятие проходило на канале YouTube РРОО «Центр». Продолжительность мероприятия: 44 мин.17 сек. Ссылка на трансляцию: https://www.youtube.com/watch?v=SLaI7sRXM40&t=109s

РРОО «ЦЕНТР» совместно с Ростовской областной детской библиотекой имени В.М. Величкиной старались, чтобы мастер — класс стал полезным теоретическим и практическим материалом, как для подрастающего поколения, так и для представителей образования и культуры, разных профессиональных сфер.

В ходе мероприятия, ведущая Зеленчук Виктория Илларионовна:

  • рассказала о творческой биографии донского писателя Бориса Васильевича Изюмского (1915 – 1984),
  • познакомила с историей создания и сюжетами романа «Алые погоны», исторических повестей «Нина Грибоедова», «Ханский ярлык», «Тимофей с Холопьей улицы», «Град за лукоморьем»,
  • объяснила возможность участия детей и подростков в конкурсах (рисунок, рассказ/эссе) проекта и особенно фестиваля чтения (аудиозапись громкого чтения).

Мастер-класс собрал как взрослых, так и детей. С 28 октября по 4 ноября 2022 года его участники заполняли регистрационные анкеты по ссылке, размещенной в аннотации к видео. Анкеты были созданы в шаблонах Google. Данные анкет, сформировались в электронные таблицы Excel.

Анализ статистики на канале YouTube РРОО «Центр»:

просмотров – 889, часы просмотров –171,77 ч. Таким образом мастер-класс 

просмотрен полностью – 233 раза.

Количество поступивших анкет – 219. При первичной обработке было установлено дублирование анкет, частичное их заполнение и др. нестыковки и поэтому 20 анкет были исключены, и к дальнейшему анализу было принято 199 анкет.

Анкеты дали ответы на многие вопросы, в т.ч. позволили подсчитать количество участников, состав участия в мастер-классе взрослых, детей и подростков.

В онлайн мастер-классе приняли участие:

представители гуманитарной отрасли –153 человека,

дети и подростки самостоятельно – 36 человек,

дети и подростки в группах с наставниками из Ростовской области – 779 человек, дети и подростки из школы Казахстана – 21 человек.

При этом наставники из числа сотрудников библиотек из Ростовской области-58 человек организовали участие 705 детей и подростков, а наставники из системы образования – 5 человек, организовали участие в мастер-классе 74 детей и подростков. Таким образом в мастер-классе приняли участие 815 детей и подростков из Ростовской области и 21 подросток  из Казахстана.

Обработав анкеты, мы можем рассказать о наших участниках.

  • Большинство из них представляют библиотеки – 130 человек, школы и кадетские корпуса/казачьи школы представляют — 50 человек, другие виды организаций- 19 человек.
  • К нашему мероприятию присоединились жители Краснодарского края, Ивановской области, Донецкой Народной Республики, Курганской области и Казахстана – всего 10 человек. Отрадно заметить, что педагог из Казахстана привлекла к участию в мастер-классе 21 ученика. Остальные участники – жители Ростовской области: 70 человек горожане, 119 человек проживают в слободах, сёлах, посёлках, хуторах. Такай охват аудитории доказывает эффективность выбранной нами формы мероприятия. Особенно радует, что о нашем проекте узнали в отдаленных от Ростова-на-Дону районах области.
  • До участия в онлайн мастер-классе ничего не знали о донском писателе Борисе Васильевиче Изюмском 29 человек; слышали имя автора, но не читали его книг 54 респондента. На вопросы «Вас заинтересовали книги писателя?», «Вы готовы продолжить чтение книг Б. В. Изюмского ?» большинство дало положительный ответ (192 человека). Значит, есть место для литературных открытий, надеемся, чтение произведений Б.В. Изюмского будет ярким и запоминающимся событием, подвигнет на участие в конкурсах проекта всех участников мастер-класса.
  • 161 человек указал, что книги Изюмского есть в библиотеке школы или населенного пункта. 38 человек уверены, что книг нет. При недостатке или отсутствии книг, мы советуем обратиться к электронным библиотекам, о которых упомянула ведущая мастер класса, например ЛитМир — Электронная Библиотека –https://www.litmir.me/a/?id=14295 или LibKing.Ru (ЛибКинг) — Электронная Библиотека – https://libking.ru/books/adv-/adv-history/149784-boris-izyumskiy-izbrannoe.html

Мы предложили, заполнявшим анкеты, поделиться своими мыслями и наработками:

«Ваши предложения по привлечению детей и подростков к чтению и творчеству по книгам Изюмского и региональных авторов вообще».

Азовские библиотекари предложили «сделать аудиопостановку или инсценировку по произведению «Град за Лукоморьем». Театрализацию, как метод привлечения к чтению, отмечали и другие участники опроса.

Без тесного сотрудничества со школой и внесения подобных краеведческих мероприятий в годовой план работы – успеха не достичь, считает 21 участник онлайн мастер-класса. Примеры высказываний: «изучать творчество донских писателей на уроках в школе», «включить в школьную программу», «нужен единый день донской книги, зафиксированный для школ и библиотек Ростовской области», «работа эта должна стать системной и запланированной», «добиться всего этого можно только в тесном взаимодействии семьи, дошкольных учреждений и школ, библиотек и учреждений культуры. Одним библиотекам добиться этого трудно».

36 респондентов, считают, что следует обратить внимание на громкие чтения «на которых школьники будут зачитывать и обсуждать наиболее понравившиеся отрывки из произведений донских писателей».

Большинство участников мастер-класса 101 из 199 ответов резонно предложили проводить мероприятия, знакомящие с творчеством писателя. Они указывали как традиционные формы: книжные выставки, обзоры книг, обсуждения, беседы, презентации книг так и игровые и интерактивные формы: квесты, квизы (викторина), работа с книгой в социальных сетях.

Так или иначе, во всех указанных формах важная роль отводится наставнику (педагогу, библиотекарю, родителю). Он поведёт за собой, посоветует книгу по возрасту, будет знать, как именно работать с ребенком или группой детей, поможет преодолеть трудности и разделит радость творчества.

Как, по — вашему мнению, должны проходить мастер-классы и аналогичные мероприятия по привлечению к чтению?

51 опрашиваемый подчеркнул эффективность мастер-классов, удобство трансляции в интернет пространстве, полноту информации и разнообразие ее подачи, доступность формата для детей и подростков. Например, «Зрелищная информация хорошо воспринимается аудиторией, увеличивает приток пользователей, побуждает многих людей обращаться к литературным первоисточникам, способна улучшить имидж библиотеки. Мероприятие очень интересное». А вот еще пример: «Больше таких проектов и больше мероприятий, которые заинтересуют и взрослых, и детей. Огромное спасибо автору проекта за актуальный в наши дни и содержательный проект (я уже успел почитать о нем на сайте) и ведущей Зеленчук, которая так по-доброму рассказала об Изюмском».

Опираясь на свой профессиональный опыт, педагоги и библиотекари советовали: «если дети младших классов, то разбавлять мероприятия перерывами в виде игр, разминок», «применять игровой формат, элементы театрализации, не лишним будет закрепление темы – изготовление поделки», «можно провести кукольный спектакль, нарисовать рисунки по произведениям донских авторов», «использовать постановку отрывков произведения участниками мастер-класса, демонстрация отрывков из экранизаций, задание в начале мастер-класса для удержания внимания и активности после», «возможна работа с текстом каждого участника на поиск непонятных слов и словосочетаний, на поиск «умных фраз» и т.д.».

Те, кто участвовал в онлайн мастер-классе совместно со своими учениками / воспитанниками/читателями поделились впечатлениями, которые остались у ребят от мероприятия. Реакция детей на мероприятие: «Они услышали много нового, неизвестного и захотели ещё сюда вернуться, взяв с собой книги Бориса Васильевича Изюмского»; «слушали внимательно, проявили интерес к произведению «Алые погоны»; «очень понравилось прочтение отрывков из произведений и иллюстрации, картины, фотографии Дона»; «слушали внимательно, задавали вопросы и сами комментировали некоторые моменты»; «мероприятие замечательное, детям очень понравилась. Многие взяли произведения Б. Изюмского домой».

Все респонденты отметили заинтересованность аудитории в проведении аналогичных мероприятий. Мастер-класс понравился, как подрастающему поколению, так и представителям гуманитарной отрасли.

А нам, его организаторам, есть из чего делать выводы и искать совместно пути решения проблем, стоящих на пути продвижения русского языка и донской литературы.

Благодарим всех участников за интерес к проекту и активное участие в мастер-классе.

Ждем ВАС на следующих онлайн мастер-классах проекта.