Ростовская региональная общественная организация

«Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии»

Подводим итоги онлайн мастер-класса «Писатели Дона – детям», по творчеству донского писателя, художника Владимира Николаевича Банцевича

С 16 по 22 января 2023 года Ростовская региональная общественная организация «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии» (РРОО «ЦЕНТР») в рамках проекта «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив провела онлайн мастер-класс «Писатели Дона – детям» по творчеству донского писателя, художника Владимира Николаевича Банцевича.

В. Н. Банцевич являлся просветителем и этнографом, членом Совета Региональной национально-культурной автономии белорусов Ростовской области, шеф-редактором литературного альманаха «Мы – славяне», членом Союза художников и членом Интернационального Союза писателей.

Главная тема творчества писателя – сохранение традиционной славянской культуры и российского-белорусского цивилизационного единства, создание словом и кистью образов, связанных с историей Донского края и зарождением Ростова-на-Дону

Мероприятие рассчитано на детей 11-17 лет, библиотекарей, педагогов.

Ведущая мастер-класса – заведующий отделом комплектования и обработки фонда Ростовской областной детской библиотеки имени В. М. Величкиной, Ирина Юрьевна Котова.

В мастер-классе рассмотрены книги автора:

«Волшебное лукошко» – сборник сказок и историй для детей и взрослых;

«Тайна Богатого Колодезя» – историческая повесть для детей среднего и старшего школьного возраста, посвящённая 250-летию г. Ростова-на-Дону. Главная идея повести – отражение времени и пространства, связанное с историей возникновения города. За основу взято время строительства крепости Святого Дмитрия Ростовского при урочище Богатого Колодезя.

В мероприятие включено интервью писателя, данное им в 2005 году сотрудникам Ростовской областной детской библиотеки имени В.М. Величкиной, а также художественное чтение отрывков из его произведений.

Ссылка на мероприятие была размещена на сайте РРОО «ЦЕНТР» и на сайтах партнеров:

RuTube РРОО «ЦЕНТР»:

https://rutube.ru/video/private/58d2fff8b38ff6707c8d7204afa63ee0/?p=0zrdkmp_WYoHt1x3FSg4hw

YouTube РРОО «ЦЕНТР»:

https://youtu.be/D8f9baJ4_hQ

Анализ статистики на канале YouTube РРОО «ЦЕНТР» с 16 по 22 января 2023 года:

Продолжительность видео: 44 мин.18 с.

просмотров – 744

часы просмотров –214,9 ч.

Полных просмотров – 291 ч., что соответствует ожиданиям проекта.

В течение недели, с 16 по 22 января, участники мастер-класса заполняли регистрационные анкеты по ссылке, размещенной в аннотации к видео. Анкеты были созданы в шаблонах Google. Данные анкет, сформировались в электронные таблицы Excel.

Количество поступивших анкет – 263. При первичной обработке было установлено дублирование анкет (№ 10,76,171,194,228) и поэтому они были исключены из подсчета, и к дальнейшему анализу было принято 258 анкет.

Исключаются из подсчета дети и подростки № 37,40,45,89,114,133,134,135,212,221,222,232 – организаторы просмотра не готовы предоставить список детей и подростков, участников мастер-класса — 135 детей; № 187– заполненный ошибочно учащимся — 4 ребёнка

Анкеты участников позволили подсчитать количество участников, соотношение участия в мастер-классе взрослых, детей и подростков.

В онлайн мастер-классе приняли участие:

детей и подростков – 990

в том числе,

самостоятельно, без наставника – 19,

в группах с наставниками – 971

представители гуманитарной отрасли –239 человек.

Среди представителей гуманитарной отрасли 230 человек – жители Ростовской области, остальные 9 – жители других территорий России: ДНР (4 чел.), ЛНР (1), Калужская область (1), Краснодарский край (1), Ставропольский край (1), Башкортостан (1).

Наставники из числа сотрудников библиотек из Ростовской области — 61 человек организовали участие 719 детей и подростков, а наставники из системы образования – 7 человек (6 из Ростовской области, 1 из ДНР), организовали участие в мастер-классе 252 детей и подростков, причём 128 детей и подростков были организованы на просмотр мастер-класса из ГБОУ РО «Шахтинский генерала Я. П. Бакланова казачий кадетский корпус».

Таким образом, в мастер-классе приняли участие 960 детей и подростков из Ростовской области и 30 детей из ДНР (в группе с наставником).

Из жителей Ростовской области особенно активно подключились педагоги и библиотекари Красносулинского, Заветинского, Аксайского, Азовского, Матвеево-Курганского, Дубовского, Каменского, Песчанокопского, Ремонтненского районов, городов Волгодонск, Белая Калитва, Таганрог, Семикаракорск, Ростов-на-Дону.

Представители гуманитарной отрасли, которые смотрели все 4 мастер-класса – 37 чел.

Возрастной состав детей и подростков, участвующих самостоятельно в мастер-классе, согласно анкет:

13-14 лет – 18 чел.;

8 лет – 1 чел.

От участвующих в группах с наставниками преобладали подростки и дети среднего возраста – более 800 человек, остальные — дети младшего возраста. Подсчитать точно сложно, так как состав участников мастер-класса часто разновозрастной (например, 11-18 лет или 7-12 лет и т. д.).

Участникам мастер-классов были предложены следующие вопросы: «Вы читали произведения В. Н. Банцевича до участия в мастер-классе?», «Вас заинтересовали произведения В. Н. Банцевича после участия в мастер-классе?», «Где вы можете взять книги В. Н. Банцевича?», «Ваши предложения по привлечению детей и подростков к чтению произведений В. Н. Банцевича».

До участия в мастер-классе с книгами В. Н. Банцевича не были знакомы 124 человека, в том числе 12 детей.  Не заинтересовались произведениями В. Н. Банцевича после участия в мастер-классе – 5 человек: 4 ребёнка из Заветинского района Ростовской области и один библиотекарь.

Книги В. Н. Банцевича больше всего доступны в библиотеках, так ответили 175 человек; 38 человек воспользуются сайтами Ростовской областной детской библиотеки имени В. М. Величкиной и Донской государственной публичной библиотеки; ещё 35 человек написали – в интернете; 6 человек воспользуются услугами межбиблиотечного абонемента и электронной доставкой документов; 2 человека указали, что в их библиотеках книг В. Банцевича нет; 1 человек возьмёт книги в электронной библиотеке ЛитРес; а 1 человек ответил – не знаю.

Таким образом, интернет – второй по доступности источник прочтения книг В. Н. Банцевича.

Самый главный вопрос анкеты «Ваши предложения по привлечению детей и подростков к чтению произведений В. Н. Банцевича» даёт нам возможность понять отношение участников к мероприятию и оценить их готовность к популяризации русского языка, литературы, краеведческих знаний.

Четырнадцатилетние слушатели мастер-класса в основном ответили однозначно: «Дать задание в школе».

Но были среди них и более развернутые ответы:

«Показать мастер-класс «Писатели Дона – детям», по творчеству донского писателя, художника Банцевича Владимира Николаевича». 

«Я считаю, что хорошая книга всегда воспитывает человека, прививает ему лучшие качества, учит добру, сочувствию, терпению, пониманию, одним словом толерантности. Предлагать читателям читать такие книги».

Взрослая аудитория, объединяющая руководителей детского чтения –  педагогов и библиотекарей, – предложила различные формы популяризации творчества Владимира Банцевича: презентация книг, составление рекомендательного списка, выставка репродукций картин, краеведческий час, обзор, закладки и буклеты по творчеству писателя, громкие чтения, литературно-исторические путешествия, даже с элементами театрализации…

Были и более развернутые ответы специалистов, готовых включиться в процесс, которые предлагали следующие мероприятия:

«Организация и просмотр детьми таких  интересных и познавательных  мастер-классов, как онлайн мастер-класс  «Писатели Дона – детям», по творчеству донского писателя, художника Банцевича Владимира Николаевича, которое  позволит привлечь детей к  прочтению  его произведений».

«В мероприятия по экологическому просвещению, обязательно включение чтения вслух произведений автора».

«Проведение громких чтений произведений В. Н. Банцевича с наглядной иллюстрацией его картин».

«Организация в библиотеке «творческого чтения», цель которого не только привлечь ребят в библиотеку, но и научить их работать с книгой, организовывать книжные выставки по произведениям В. Н. Банцевича».

«Будем читать сказки Банцевича вместе с детьми, и обсуждать прочитанное».

Некоторые ответы можно объединить в блок «Методические рекомендации по повышению качества изучения краеведческой литературы и популяризации чтения книг В. Н. Банцевича и других донских авторов», адресованный наставникам: педагогам и библиотекарям: 

«Проводить больше краеведческих уроков с громкими чтениями произведений донского писателя, устраивать викторины по творчеству писателя, художника и педагога, приглашать на творческие конкурсы».

«На такие мастер-классы, правильно, нужно приглашать детскую аудиторию. Знакомить  с нашими известными и талантливыми людьми Дона».

«Внести тему краеведения во внеурочные занятия в направление  по духовно-нравственному воспитанию».

«Ярко оформленные книжные выставки обязательно привлекут внимание читателей».

«Проводить чтения произведений в социальных сетях, в мероприятиях библиотеки».

«Снять фильм, записать подкаст».

«В школе глубже изучать произведения краеведческие».

«Привлекать молодёжь к подобным мастер-классам».

«Создание и распространение среди читателей подростков буктрейлеров, раскрывающих содержание произведений В. Н. Банцевича».

«Из имеющегося опыта: удачно прошло мероприятие, которое сопровождалось познавательной информацией, громким чтением и литературной игрой. Можно ещё включить в летний список чтения».

«Организация громких чтений произведений в рамках Месячника детских библиотек, Международного дня детской книги, книжные обзоры по творчеству и педагогическому наследию Банцевича в рамках Года педагога и наставника, чтение произведений автора в рамках подготовки краеведческих проектов (для младших классов – в рамках программы предмета «Окружающий мир»), включение произведений в программу внеклассного чтения, инсценировки книг писателя ко Дню славянской письменности и культуры».

Среди ответов на вопрос «Ваши предложения по привлечению детей и подростков к чтению произведений В. Н. Банцевича» 10 человек обратили внимание на отсутствие его книг в фондах библиотек:

«Увеличить тираж книг В. Н. Банцевича».

«Переиздание и пополнение произведениями писателя библиотек».

«Издавать как много больше книг В. Н. Банцевича с его же иллюстрациями для детей разного возраста».

«Желательно переиздать его произведения, так как в фондах маленьких библиотеке их нет».

Как указывалось выше, в онлайн мастер-классе приняли участие 990 юных участников от 7 до 18 лет, заполняя анкету, их наставники могли рассказать о том, как ребята реагировали:

«Реакция — заинтересованность! Очень понравились сказки «Антопик и Заряночка», а по сказке «Цветочная сказка» юные актёры театра книги показали импровизированную постановку».

«Слушали внимательно, но немного заскучали, когда про биографию шла информация; тексты сказок понравились, мы и дополнительно прочитали сказки».

«Дети в восторге: история Родины представлена в популярном для них жанре «Попаданцы в прошлое».

«Ребята познакомились впервые с творчеством донского писателя и художника-педагога Владимира Николаевича Банцевича».

«Мастер-класс был очень интересный, эмоциональный! Дети после такого мастер-класса сами захотели прочитать произведения В. Н. Банцевича».

«Очень понравились книги по истории Ростова. Большое впечатление произвели картины писателя, иллюстрации к произведениям. Дети почувствовали интерес даже через рисунки их сверстников».

«Слушали внимательно. Особенно впечатлил яркий иллюстрационный ряд детских работ. Сразу захотели прочитать книгу «Тайна богатого колодезя». Заинтересовало необычное содержание: современность, путешествие в прошлое и будущее Ростова».

«Мастер-класс детям очень понравился. Особенно иллюстрации, сопровождающие рассказ выступающей. Волшебство и чудеса в книге отметили отдельно».

И, наверное, самый важный отзыв, который и отражает одну из основных задач проекта: 

«Детей заинтересовало творчество автора, взяли книги для самостоятельного чтения».

После просмотра мастер-класса, некоторые участники оставили отзывы,  отражающие впечатления от увиденного и услышанного материала:

«На одном из фестивалей «Матушка Казанская» проводимом в п. Коксовом Белокалитвинского района, довелось лично познакомиться с В. Банцевичем. Спасибо за мастер-класс, очень интересно. По роду своей деятельности знала о Владимире Николаевиче, как о писателе, из мастер-класса узнала, как о художнике».

«Спасибо, познавательно, интересно, артистично, информативно! Всегда интересно открывать новые имена».

А ведь именно для этого и проводился мастер-класс, чтобы  дети  и подростки заинтересовались изучением русского языка и литературы,  чтением краеведческой литературы и открывали для себя новые имена донских авторов.

Негативных отзывов не было.

Мастер-класс по творчеству донского писателя и художника В. Н. Банцевича подтвердил, что выбранная форма эффективна для продвижения региональной литературы  широкому кругу граждан  и  доступна большому числу участников из самых разных  уголков нашей страны. В настоящее время тема литературного краеведения является одним из самых актуальных направлений работы с подрастающим поколением. И далеко не случайно, что с целью знакомства с опытом краеведческой работы, мастер-класс посетили коллеги не только из Ростовской области, но из других регионов.  Мастер-классы проекта активно способствуют сохранению литературного наследия донского края и стимулируют художественное творчество и чтение краеведческой литературы среди детей и подростков.

Благодарим всех участников за проявленный живой интерес к проекту и активное участие в мастер-классе. Ждем вас на следующих онлайн мастер-классах проекта!