С 22 по 28 мая 2023 года Ростовская региональная общественная организация «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии» (РРОО «ЦЕНТР») в рамках проекта «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив провела онлайн мастер-класс «Быт, обряды и традиции казаков Дона», знакомящий с интересным опытом изучения традиций донского казачества, его обычаев, культуры по материалам музея школа № 107, Ростов-на-Дону.
Мы очень часто слышим выражение «донские казаки», но что же оно обозначает? Сегодня я расскажу и покажу вам, насколько большой вес и значение имеет данное понятие. Кто же эти люди диковинные, казаки-то? Да не просто казаки, а Донские?
Историческая справка ( справку могут озвучить ученики вашего исторического кружка или музейного клуба)
♦ О казаке и казачестве ♦
1 ведущий: Казаки – это беглые люди, которые без воли уходили от хозяев, и бежали на Дон. Ведь они знали, что там можно стать свободным человеком. Земли эти называлась Дикое поле (Приложение 1), а позже, когда казачество стало неотъемлемой частью России, всё занимаемое ими пространство официально именовалось Областью воинства Донского. Интересным фактом является то, что впервые донские казаки упоминаются в послании татарского князя Юсуфа Ивану Грозному. В нём ордынский воевода жалуется русскому царю на то, что его подданные, живущие по берегам Дона, подстерегают и грабят послов, возвращающихся домой после выполнения дипломатических миссий и везущих с собой причитающиеся в таких случаях подарки.
Донские казаки добывали себе различные блага удачными военными походами, но также не чужд им был земледельческий труд, о чем свидетельствуют многие источники. Но все же основным способом заработка, как бы мы сказали на современный манер, были военные походы.
Ведущий 2: Изначально казаки совершенно самостоятельно принимали различные решения, были независимы, все решали совместно, сообща. Сами назначали себе атаманов и никак не контролировались государством. Но по мере укрепления государства и централизации власти их свобода стала ограничиваться рамками существовавших тогда законов. В частности, в 1671 году, сразу после подавления разинского восстания, казаки были вынуждены принести присягу царю Алексею Михайловичу, а затем и всем последующим его преемникам. Кроме того, государевым повелением на Дону был размещён гарнизон правительственных войск, и казакам с той поры пришлось свои военные операции согласовывать с его командованием. Ведущий 3: Окончательно же регламентирована жизнь донской вольницы была при Петре I. После подавления казачьего бунта, произошедшего в 1708 году, государь издал указ, на основании которого бытовавшая с давних лет выборность атаманов отменялась, и занять эту должность могли только лица, назначавшиеся военным ведомством. Кроме того, среди казаков устанавливалась всеобщая воинская повинность, которую они обязаны были отбывать в рядах царской армии. В целом же их войско находилось в подчинении Военной коллегии, являвшейся в то время высшим органом управления вооружёнными силами. И далее, на протяжении всего XVIII века, жизнь донских казаков всё более и более приводилась в соответствие с общепринятыми формами.
Прежде всего, это выражалось в ограничении полномочий казачьего круга – высшего органа самоуправления, который в прошлом решал наиболее важные вопросы. Постепенно у него отняли право избирать походных атаманов – предводителей казаков в период военных действий, а затем вывели из сферы его компетенции и назначение войсковых старшин. Но при всем при этом казаки оставались незаменимой помощью русской армии, ведь все эти позволения, да и плюс к этому разрешение не уплачивать налог было у них, потому что они охраняли наши южные границы. Религия, которую исповедовали казаки – православие. Очень важной частью жизни было то, что вступить в их ряды казачества мог человек любой национальности. Самое важное, что он был обязан принять православную веру. Так и пошли по Дону фамилии Турчинковы, Грузиновы и множество других. Вот только не разобрались мы, что надевали на себя казаки? Какова их традиционная одежда? Давайте посмотрим на свидетельства истории.( здесь уместно показать в презентации фото исторических костюмов донских казаков).
Историческая справка ♦ О культуре и её отдельном проявлении ♦
Традиционная одежда, по моему мнению, самое настоящее проявление культуры в повседневной жизни. порой мы с вами даже не задумываемся, но все мы показываем культуру, живущую внутри каждого из нас, именно через предметы нашего гардероба. Мы хотим показать одежду донских казаков, как составную часть общей культуры и традиции донского казачества. Жизнь донских казаков была неразрывно связана с военной службой, то это нашло отражение в их костюме. Так как с самого начала у казаков не было единой формы, а носили они преимущественно одежду, которую привозили из походов, то их наряды порой были весьма интересными и странными. Костюм донских казаков представлял собой смесь русских, малороссийских, польских, татарских, калмыцких, черкесских элементов.
Какие виды донского костюма вы знаете? ( предполагаются ответы учеников)
Самым основным элементом был зипун – это вид распашной одежды полуприлегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими рукавами, имеющими прорези, без ворота, надевавший поверх рубахи. (Приложение 2) Данная одежда была очень комфортная из-за широко низа, в ней было очень удобно ездить верхом. Зипон считался настолько важным элементом костюма, что походы за военной добычей очень часто назывались «походами за зипунами». Донцов мы вправе назвать «модниками», волосы на голове они подстригали «под горшок», любили носить бороды среднего размера, но особой казачьей гордостью были усы.
А когда казаки получили военную форму?
Кардинальные изменения в мужском казачьем костюме произошли при Екатерине II в результате введения в 1769 г. военной формы. Она состояла из кафтана, бешмета, шаровар и шапки из смушки с суконным верхом. В 1801 г. военная форма снова претерпела изменения, теперь казаки носили куртку, шаровары, заправленные в сапоги, пояс с портупеей, чекмень (долгополый кафтан), шинель, кивер. Куртку, шаровары и чекмень изготавливали из синего сукна с красной отделкой по швам. Шаровары имели широкие лампасы красного цвета. Новая форма стала неотъемлемой частью мужского гардероба, казаки снимали ее только при выполнении грязной работы. (Приложение 3)
Отличалась ли одежда донских казачек от одежды русских крестьянок?
Не можем обойти мы стороной наших донских красавиц — казачек! Когда казаки еще ходили в походы за зипунами, наши милые девушки носили заморские восточные платья. Главной частью женской одежды был кубелек (мотылёк), сшитый из парчи и имевший форму татарского кафтана. Его длина была ниже колен, под него надевалась рубаха тонкого полотна или щёлка, которая обязательно выглядывала на подоле и рукавах. Кубелёк подпоясывали наборным поясом татауром. На голову надевались кичка, повойник, также украшенные драгоценными камнями и жемчугом. К концу 18 века казачки все чаще носили кубелечные платья. Такие платья шились из цветного бархата или тяжелой парчи, подпоясывались либо серебряным татауром, либо поясом из дорогих тканей, расшитых жемчугом. Длина кубелечного платья доходила до пят. (Приложение 1)
Как время изменило донских модниц?
Шло время, и одежда казачек менялась. Теперь наши модницы носили юбки длинные и широкие. Праздничные юбки изготавливались из покупной ткани: ситца, сатина, бархата. Под верхние юбки надевались нижние, иногда по четыре-пять штук. Количество юбок служило показателем дохода семьи. Из той же ткани, что и юбка, шилась кофта сложного кроя. Молодые казачки любили носить кофточки до бёдер, с небольшой баской. Это кофточки с узкими длинными, присборенными у плеча рукавами и воротничком-стойкой. Еще одним важным элементом костюма во все времена являлся платок, настоящей гордостью казачки была шаль — шелковая или шерстяная, украшенная бахромой. В 19 веке одежда казачек становится более «городской», а после войны с французами в 1812 на Дон проникает и европейская мода.
Ну а чем же занимались казаки, когда не ходили в боевые походы?
Историческая справка
♦ Быт и культура донских казаков ♦
Находясь на казачьем дворе, именуемом баз, невольно задумываешься о жизни и быте наших бабушек и прабабушек, ведь жизнь донских казаков была связана не только с военной службой, но и с земледелием. Особой гордостью для казака считалось иметь у себя в хозяйстве железную лопату, да не какую-нибудь, а обязательно немецкую. Такая лопата есть и у нас в музее. Также незаменимыми помощниками наших казаков были вилы, косы, серпы и прочие орудия труда. Еще одной помощницей была корзина, именуемая сапеткой. (Приложение 4) Очень удобная форма, ручки, малый вес, а главное доступность материала, из которого она была изготовлена, делали данную корзину лучшим вариантов для донских казаков. Так из чего же она была изготовлена? Данное дерево во множестве росло по берегам нашей прославленной реки Дон, и дерево это – ива. Мало кто знает, но ива также имеет название «верба». Из ивы на Дону изготавливали не только корзины, но еще и небольшие изгороди, они носили названия плетни, или плетень. (Приложение 5) Плетень, украшенный глиняными горшками и растущими подсолнухами, стал уже неотъемлемым символом Донской земли. Сейчас я прошу Вас обратить свое внимание на очень интересный экспонат, знакомый, возможно, и Вашим родителям. Это — бутылочная тыква. Она является аналогом современной пластмассовой бутылки и выполняла она те же цели и задачи. Так как таких тыкв росло очень много, то их не жалели и делали из них очень удобную тару для жидкостей. Верх срезали, образовывалось отверстие для которого вытачивали пробку, а после использования с ней не жалко было расставаться.
К нашему большому удивлению, такая бутылка имеет рад преимуществ над современным ее аналогом, ведь вода в такой бутылке нагревалась очень медленно и бутылка ,к тому же, не засоряла окружающую среду. Есть у нас еще один очень интересный экспонат, это самые настоящие лапти, в которых ходил человек около 100 лет назад. (Приложение 6) Но в чем же интерес? А в том, что казаки лаптей никогда в жизни не носили, и над людьми, носившими их, посмеивались, а на ногах у них были только кожаные сапоги.
Под ногами, в куренях казаков, лежали необычные домотканые коврики «дерюжки», делались они из остатков ткани или изношенной одежды, из которой делались полоски по 2-3 см и без всякого станка плелись такие вот яркие и практичные украшения для дома.
Прошу обратить внимание на весьма необычный предмет. Это рубель. Прапрадедушка утюга. Использовать рубель в хозяйстве было довольно просто, но гладить таким утюгом было очень долго. Принцип работы прост, на специальную скалку наматывали материю, брали рубель, с одной стороны которого была рифлёная поверхность и прокатывали по скалке с материей, отсюда и появилось выражение: «Не мытьем, так катаньем» (Приложение 7-а). Век рубеля был не долгим, его почетное место было занято очень тяжелым чугунным утюгом, которым особенно не удобно было пользоваться в летнее время. Ведь, как известно, курени были изготовлены из очень легко горящих материаловь, именно поэтому в летнее время печи в куренях опечатывали, оставалась только одна печь, находившаяся на базу, и греть утюг приходилось во дворе. А потом бегом бежать в дом, чтобы погладить. Именно поэтому появляется новая модель утюга, умеющая уже деревянную ручку и совершенно другую конструкцию. Теперь в утюг мы можем насыпать горячие угли и гладить, а по мере остывания утюг можно было раздувать, тем самым повышая температуру. (Приложение 7) Рядом с печкой всегда стояли котелки и ухват, похожий на рогатку, блюда из русской печи были невероятно вкусными, а еще в русской печи мылись. Первым по традиции мылся старший в семье, отсюда и пошла поговорка «поперед батьки в печку».
Не только вкусно кушать любили донские казаки, но еще и вкусно пить! Так как нашими ближайшими соседями были турки, то они привезли из-за моря кофий или кофе. И пока наши казаки наслаждались вкусом заморского напитка, во всей остальной России его на дух не переносили. А для размола кофейных зерен казачки использовали железные ступки. Ступка и пестик имели достаточно большой вес, и молоть кофе — занятие не из легких. Вообще наши казачки были хорошими хозяйками и мастерицами. Один из примеров их мастерства – рушники. Это — особый вид домотканых полотенец, которые украшались вышивками ручной работы. Самыми красивыми рушниками в доме украшался Красный угол. Вообще домотканые изделия играли очень большую роль в жизни людей, ведь по количеству и качеству, говоря на современный манер «текстиля» в доме можно было судить о статусе семьи, о мастерстве хозяек, проживающих в доме. Важным показателем статуса семьи была швейная машина, лучшей считалась немецкая, фирмы Zinger, отличавшаяся высоким качеством шитья. В доме, где была машинка, жили очень обеспеченные невесты, и приданое у них было соответствующее. (Приложение 8) Позволить себе машинку в то время могли не все, зато прялка была у многих, очень часто мы можем видеть ее у наших прабабушек и бабушек. Еще одной распространённой вещью наших хозяек является сечка для рубки капусты и специальное корытце для рубки. Квашеная капуста была незаменимым блюдом на столе, служила составляющей многих блюд, особенно в несезон свежих овощей. А рядом у нас стоит еще одно корыто, под названием «ночвы»-, оно уже большего размера и предназначено специально для замеса теста.
Попрошу обратить ваше внимание на очень примечательный экспонат, это — уличный фонарь, один из первых на Дону. Данные фонари заправлялись маслом, в большинстве случаев льняным, ведь лен был очень распространён в то время, и стоимость масла была не высокой. Очень интересным экспонатом в нашем музее является сундук «скрыня», в котором хранили домашний текстиль и ценные вещи. Сундук был настолько большим, что сверху на нем можно было спать. Как удивителен был курень донских казаков и казачек!
В завершении хотелось бы сказать о том, человек получает за всю свою жизнь много ценностей, и одна из самых важных это — его малая Родина. Место, где сформировался человек, где он впервые сделал шаг. Именно то место, где мы родились, определяет нашу дальнейшую жизнь. Донская земля, это место силы, место воли и мужества, место любви и верности, место, где природа награждает нас своими дарами и вкладывает всю себя, чтобы нам жилось хорошо. Очень важно знать и помнить историю своего родного края и куда бы ни занесла нас судьба, хранить в памяти милые сердцу пейзажи наших родных просторов.
На занятие можно пригласить казачьи коллективы, детские объединения.
Манцыгина Элеонора Геннадьевна,
учитель высшей категории,
дважды победитель конкурса «Лучший учитель Российской Федерации», школа № 107, Ростов-на-Дону.