Ростовская региональная общественная организация

«Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии»

Конкурс «Казачьему роду нет переводу: казачьи традиции сегодня». Некоторые размышления об итогах.

Как мы уже сообщали на нашем сайте, в литературной гостиной Донской публичной библиотеки победителям конкурса рассказов и эссе «Казачьему роду нет переводу: казачьи традиции сегодня» и их наставникам вручили заслуженные награды.

Конкурс проводился в рамках проекта «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов». Проект поддержан Президентским фондом культурных инициатив.

Теперь же хочется проанализировать результаты конкурса. Работ — эссе, рассказов, сказок – было прислано очень много.

— И основная масса работ жюри порадовала, — говорит председатель правления РРОО «Центр» Вера Южанская. – В сборнике, который издан по итогам конкурса, разные по стилю, объему и содержанию материалы. Получилась своеобразная энциклопедия, рассказывающая о казачьих традициях. Ребята писали о том, как чтят и сохраняют казачьи традиции в семьях и в школах, где они учатся. Рассказывали об экспозициях в школьных музеях, посвященных жизни и быту казаков. Предлагали вместе с ними пройтись по улицам хуторов и станиц, посмотреть на казачьи жилища и убранство горниц… Например, Нина Толпинская из гимназии № 3 города Пролетарска взялась за тему «Традиционная донская посуда и пища». Даже члены жюри не знали многих названий утвари, которая собрана  в школьном музее гимназии. «Горнецами на Дону называют глиняные печные горшки. В них готовили кашник (кушанье из круто сваренной крупы), ушное – жаркое из гуся или индейки, ур – кашу из пшена…» Есть в работе Нины и «чинак», и «шурубарки», и «чалба»…

— То есть, в основном рассказывали об обустройстве традиционного быта?

— Не только. Были и удивительно интересные работы, посвященные историям казачьих родов. Ребята и их наставники из хутора Гапкина прислали истории казачьих родов, чьи представители до сих пор живут в хуторе. Очень здорово! Анна Ершова из Ермаковской средней школы рассказала почти детективную историю, связанную со старинной фотографией, которая хранится в доме ее дедушки. Еще одна ученица этой школы Лейла Мамедова переехала в станицу Ермаковскую полтора года назад. И ее просто поразило то, как по-доброму, почти по-родственному относятся здесь друг к другу. Ее работа – об односельчанах, ставших участниками специальной военной операции: «Мне очень нравится школьная традиция организовывать встречи с участниками военных действий. У них нет официальных званий Героев России, но для нас они герои, которые показывают, что Родину любят не на словах, а на деле. И в этом мы все готовы равняться на них».

Очень интересно рассказала о том, как живут в ее семье казачьи традиции, шестиклассница Женя Нагибина из хутора Каменный Брод. Из ее рассказа становится ясно, что традиции – это не что-то архаичное и давно минувшее. Традиции живут, и по-другому просто быть не может: «Сейчас для России вновь наступили тяжелые времена. 24 февраля 2022 года наше государство было вынуждено начать специальную военную операцию по защите русских людей на территории Украины… Всем известно, что казаки на войне своих не бросают. Уже в начале марта 2022 года наш поисковый отряд начал отправлять первые посылки и письма солдатам… С началом мобилизации мои папа и мама, друг и коллега моих родителей Ширенко Сергей Владимирович создали группу добровольной поддержки и помощи нашим ребятам «ZOV»… Мы оказываем гуманитарную помощь участникам СВО, мобилизованным землякам и их семьям, полевым госпиталям. Мои родители с гуманитарной миссией регулярно ездят в зону проведения боевых действий- это ЛНР, ДНР,  Запорожская и Херсонская области».

В общем, многие работы жюри искренне порадовали.

— Что же помешало бороться за победу всем авторам?

— К сожалению, среди присланных на конкурс работ были откровенно слабые, состоящие из общих фраз. Вроде бы и правильные слова написаны, а сразу видно, что неискренне, просто «ради галочки». Были и целиком переписанные в интернете эссе, встречались и написанные взрослой рукой (а автор – пятиклассник!)… Я надеюсь, что сборники, изданные по итогам проекта, помогут тем, кто решит в дальнейшем участвовать в подобных конкурсах. Полезно будет ознакомиться с ними и ребятам, и тем, кто с ними работает.

Алина Воробьева.