Ростовская региональная общественная организация

«Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии»

Общественная дипломатия, межкультурная коммуникация и международный культурный обмен: личный опыт участия в программах и проектах

Мигаль Анастасия Сергеевна,
преподаватель кафедры зарубежной истории и
международных отношений
Института истории и международных отношений
Южного федерального университета
e-mail: Migal@sfedu.ru

В XXI в. с его сложной и непредсказуемой внешнеполитической обстановкой и информационными войнами огромное значение приобрела общественная дипломатия и налаживание эффективного процесса межкультурного диалога. Высшие учебные заведения в России и за рубежом, а также ряд международных благотворительных организаций и фондов, осознавая всю важность этих направлений для преодоления конфликтов и противоречий, становятся теми площадками, благодаря которым появляется возможность не только выразить свое мнение, но и услышать и понять противоположное, узнать и понять больше о культуре других стран и их жителей.

Южный федеральный университет сегодня является одной из таких площадок.  Благодаря Центру международных программ и проектов, а также подготовительному отделению для иностранных обучающихся осуществляются программы обмена с зарубежными университетами и институтами, иностранные студенты получают возможность получить образование в России. В конечном итоге, обучающиеся не только приобретают знания по выбранными ими специальностям и курсам, но и знакомятся с русской культурой, историей и традициями, находят здесь новых друзей. Будучи сотрудником Центра по работе с иностранными обучающимися и одновременно преподавателем подготовительного отделения ЮФУ с 2014 г. по 2017 г., а затем и преподавателем кафедры зарубежной истории и международных отношений Института истории и международных отношений, мне посчастливилось наблюдать увлекательный процесс того, как постепенно меняются представления о России и друг о друге у иностранцев. Представляется, что именно опыт личного общения оказывает огромное влияние на этот процесс. Такой личный опыт межкультурной коммуникации позволяет отбросить ложные представления и стереотипы друг о друге, а, корме того, формирует положительный образ другой страны и культуры не только у самого студента, но и у его окружения на родине. Тем самым, они становятся проводниками этого позитивного образа в своих странах. До сих пор я продолжаю переписываться не только в выпускниками Южного федерального университета, но и их родителями, которые заинтересовались русской культурой, языком и историей. Ощущается их огромная симпатия к нашей стране.

Годы моей работы в Центре по работе с иностранными обучающимися и на подготовительном отделении ЮФУ совпали с периодом обучения в аспирантуре. Это позволило мне принять активное участие в грантах и проектах международных благотворительных организаций и фондов. В январе 2015 г. был выигран грант The Robert Anderson Research Charitable Trust для поездки в Лондон с целью работы в архивах и библиотеках. Данный благотворительный фонд оказал мне неоценимую помощь, позволив провести целый месяц в фондах Лондонской библиотеки. Кроме того, британцы и их культура открылись для меня с новых сторон, благодаря их гостеприимству и доброжелательности я чувствовала себя, как дома.

В январе 2015 г. был выигран грант Норвежского института международных отношений (NUPI) для участия в проекте «Диалог и обучение поверх барьеров». Программа проекта была необыкновенно насыщенной интереснейшими лекциями, семинарами и культурными мероприятиями. Самым запоминающимся событием стала встреча с норвежским конфликтлогом Стейнаром Брином, который работает по методике диалога.  Суть этой методики состоит не в том, чтобы убедить оппонента, а просто высказать собеседнику свое мнение и спросить его о том, что он об этом думает. Представляется, что такой диалог позволяет снизить напряжение и быстрее достичь взаимопонимания. Сам Стейнар Брин на протяжении нескольких лет фасилитировал диалог между сербами и албанцами, усаживая их за одним столом и предоставляя возможность высказаться.

С 1 по 5 декабря 2015 г. принимала участие в VIII Дипломатическом семинаре молодых специалистов в Минске и Бресте. Семинар был организован Фондом поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова. С 17 по 18 февраля 2016 г. участвовала в экспертом форуме «Публичная дипломатия: региональное измерение» в г. Белгород. Фонд им. А.М. Горчакова помог мне не только узнать экспертные мнения по актуальным вопросам современной внешней политике и проблем мира и безопасности, но и найти друзей, действительно неравнодушных в проблемам публичной дипломатии. Благодаря этим грантам и проектам я не только узнала много интересной информации (причем не только для своего диссертационного исследования), но и открыла для себя новые идеи для организационной деятельности, а также методики по работе со студентами.

Именно эти программы, а также и опыт работы в Центре по работе с иностранными студентами, вдохновили меня на создание в феврале 2017 г. «Клуба межкультурной коммуникации». Заседания проходили в форме обсуждений истории и культуры стран глазами их жителей, то есть студентов, обучающихся в Южном федеральном университете. Целью такого формата общения является формирование навыков межкультурной коммуникации у российских и иностранных студентов и обучающихся, а также гармонизация межэтнических отношений. За 2017 г. было проведено десять заседаний клуба по проблематике, связанной с историей, культурой и традициями современных Китая, Вьетнама, Афганистана, Эквадора и Колумбии. Студенты не только активно выступали с презентациями о социально-экономическом и политическом развитии своих стран на современном этапе их развития, рассказывали о жизни в своих странах, но и показывали традиционные танцы своих регионов, а также готовили блюда местной кухни. В деятельности клуба активное участие принимали представители «Студенческого интернационального клуба Южного федерального университета». Совместно со «Студенческим интернациональным клубом» было проведено увлекательное ток-шоу «Язык и культура разных стран» с викториной и призами. В итоге постепенно заседаниями заинтересовались не только студенты, но и преподаватели Института истории и международных отношений.

Важной часть образовательного процесса в Института истории и международных отношений является проектная деятельность. Когда в 2017 г. мне поручили быть руководителем проекта, я предложила студентам тему «Межкультурный диалог без барьеров». В рамках данного проекта перед студентами ставились задачи, направленные на изучение процессов межкультурной коммуникации, выявление представлений и стереотипов одного народа о другом, а также исследование тех факторов, которые способствуют или препятствуют эффективному диалогу культур. Поскольку участниками моего проекта были как российские, так иностранные студенты, обсуждение готовых работ за круглым столом прошло очень оживленно и эмоционально, но при этом в атмосфере взаимного доверия и уважения. Они рассказали о тех стереотипах, с которыми они столкнулись не только в интернете, СМИ, рассказах своих друзей, но и лично. Важным итогом этого круглого стола стало то, что все студенты единогласно пришли к выводу о том, что самым важным и достоверным источником информации о культуре других народов и стран является непосредственный личный опыт взаимодействия с ними. Именно такой опыт межкультурной коммуникации и должен помочь избежать конфликтов и непонимания и стать основой для мирных взаимоотношений на всех уровнях.

Статья подготовлена по материалам круглого стола:

«Развитие общественной дипломатии и

международного молодежного сотрудничества»

17 апреля 2018 г., г.Ростов-на-Дону,

Институт истории и международных отношений ЮФУ

По проекту «Дорога к миру»

Фонда президентских грантов 2017-2