28 октября 2022 года прошел онлайн мастер-класс «Писатели Дона – детям» по творчеству донского писателя Бориса Васильевича Изюмского по проекту «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив в рамках деятельности Ростовской региональной общественной организации «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии».
Цель мастер-класса – познакомить подрастающее поколение с произведениями донского писателя, заинтересовать его книгами, показать на какие ценности нужно ориентироваться в жизни (дружба, верность, порядочность, служение Родине), подвигнуть на создание своих собственных творческих работ по теме конкурсов (рисунок, рассказ/эссе) проекта и особенно фестиваля чтения (аудиозапись громкого чтения).
Творчество донского писателя Бориса Васильевича Изюмского (1915 – 1984) интересно современному подростку тем, что динамичные сюжеты его повестей и романов органично вписаны в исторические контекст, передают живую картину реальных событий, показывают взросление главных героев, перипетии судеб показательны на фоне исторического становления русской государственности и самосознания народа.
Особенно ценно, что писатель – педагог по образованию, знал для кого он пишет, понимал значение книги в воспитании подрастающего поколения и осознанно подчеркивал роль дружбы, товарищества, личной ответственности и служения Родине.
Роман «Алые погоны» одно из наиболее крупных произведений автора. Оно рассказывает о воспитанниках и педагогах Новочеркасского военного суворовского училища, о его первом выпуске. Сам автор преподавал в этом училище, поэтому текст достоверно передаёт воспитание офицеров из мальчишек, которые потеряли родных и близких во время войны, суровый и романтичный быт, праздники и будни.
Изюмский ведёт за собой читателя через долгих 30 лет, начинается история в 1943 году, а заканчивается в 70-х годах 20 века. За это время юные суворовцы взрослеют (первая часть книги «В начале пути»), заканчивают училище и уезжают в Ленинград продолжать военное образование (вторая часть книги «Зрелость»), живут взрослой жизнью и учатся ценить своих наставников и друзей (третья часть «Дружба продолжается»), сами становятся примерами для других (четвертая часть «Капитан Ковалёв»).
Современным детям, особенно, проходящим обучение в кадетских и казачьих школах, будет интересно проследить взросление главных героев, интересно узнать о ребятах, которые росли вместе и стали друзьями на всю жизнь, нашли в своём училище не только кров и стол, но и теплый дом, впитали уважение к боевым традициям прошлого и стали элитой советской армии.
Для фестиваля чтения, в романе «Алые погоны» легко найдутся сценки для аудиопостановки, сюжеты для рисунков и темы для рассуждений о товарищах и учёбе, о том, что такое служение Родине и народу.
На контрасте с «Алыми погонами» особенно лирично прозвучал сюжет повести Б.В. Изюмского «Нина Грибоедова». Хорошо известная история о вдове Александра Сергеевича Грибоедова под пером писателя приобрела камерное звучание, превратилась в оду любви и преданности, вере в прекрасное. Познакомившись с этой повестью, читатель сам станет чище и благороднее. Теперь он уже не посмеётся над чужими чувствами, не будет пошлить, не будет обижать другого и сам не запятнает себя предательством.
Подростки, несомненно, знают творчество А.С. Грибоедова по школьной программе, но в мастер-классе было привлечено внимание к его жизненному пути, острому уму, многообразии интересов, жажде к получению новых знаний, быстрой карьере, ответственной должности, беззаветному служению Родине на самых ее удаленных границах. Всё это объясняет уникальность личности поэта и дипломата, раскрывает истоки нежных чувств Нины Александровны Грибоедовой и описано в книге Б.В. Изюмского.
Лиричная и трагичная история так и просится в рисунок, иллюстрацию, зовёт к рассуждениям о том, что память о человеке может быть созидательна, а любовь чистой и самоотверженной.
Изюмский, прежде всего, знаменит своими историческими повестями о далёкой, средневековой Руси, которая знакома большинству школьников по страницам учебников. В текстах писателя все события представлены ярко, колоритно, они передают дух и быт эпохи, приближают читателя к пониманию «Откуда есть пошла земля русская».
«Ханский ярлык» — повесть об Иване Даниловиче Калите, князе Московском, Новгородском и Владимирском, внуке Александра Невского. Князь правил в 14 веке, когда единого русского государства еще не существовало, княжества были в зависимости от хана Золотой Орды. Трудные решения пришлось принимать князю, хитрил он и ловчил, но обратил ханский ярлык в свою пользу. Годы затишья позволили Москве окрепнуть и начать объединять вокруг себя Русь.
«Тимофей с Холопьей улицы» — повесть Изюмского о Тимофее-новгородце, торговце азбуками, который страстно, всем сердцем верит что, зная грамоту, человек может овладеть миром, что правда – это тоже оружие, что слово должно быть точно сказано и верно услышано. Как это созвучно нашему проекту «Язык – духовный код нации»!
Прочитав повести об Иване Калите из 14 века и о простом парне из 13 века, читатель имеет возможность иллюстрировать эти истории, задуматься о нашем современном мире: какими качествами должны обладать люди, принимающие ответственные решения? Какова цена правды в 21 веке? Готовы ли мы за нее постоять?
Ростовская область является территорией исторического проживания донских казаков. Повесть «Град за лукоморьем» непосредственно касается Донской земли, поэтому особенно интересна.
От неправды и житейских невзгод шёл Евсей Бовкун и его дети, сын Ивашка и дочь Ганна, в теплый, сытный и вольный город мечты – город за лукоморьем. Но не стали они счастливыми на новом месте (в повести это город Тмутаракань), и снова собрались искать свою долю, снова отправились в путь… и остановились на берегах Дона, в вольной общине на диком, свободном Подонье. Здесь нашли новый дом герои повести. Сюда, в первые русские поселения, от гнета князей и знатных богатеев уходила со всех концов Руси вольнолюбивая голытьба и ценностью здесь стали не богатства и связи, а отвага и товарищество.
В ходе мастер-класса удалось освятить основные этапы биографии писателя Б. В. Изюмского и познакомить слушателей с его пятью произведениями. Были даны рекомендации как работать с текстом, обращено внимание слушателей на то, как писатель талантливо передал особенности языка и обороты речи главных героев, щедро ввёл в исторические повести колоритные и устаревшие слова, описание природы, быта, архитектуры городов. Всё это обогащает словарный запас, способствует образовательной и исследовательской деятельности читателя.
Рассказ о книгах сопровождался чтением небольших отрывков из текстов. Это позволило участникам мастер-класса почувствовать стиль повествования и динамику произведения, дало пример чтения по ролям.
При оформлении мастер-класса хотелось бы использовать иллюстрации к произведениям Изюмского. Но возникла проблема! Изданные в середине и в конце 20 века книги Изюмского скудно иллюстрированы, а красочных переизданий не появилось. Надеюсь, участники конкурса рисунков исправят эту ситуацию! А в видеоряд мастер-класса были включены фото природы, картины русских и советских художников.
Услышанное об одном романе и четырех исторических повестях писателя, не должно стать единственным, что участники мастер-класса узнают о творчестве донского писателя. Команда реализации проекта искренне верит, что мастер-класс лишь первый, подготовительный этап к поиску книг автора, к вдумчивому чтению и изучению русского языка и литературы, желанию больше узнать об истории родного края, приобщиться к его традициям, к творчеству, к выражению своих талантов в конкурсах проекта.
Зеленчук Виктория Илларионовна,
заведующий отделом обслуживания ГБУК РО
«Ростовская областная детская библиотека
имени В.М. Величкиной»