Современный мир не только многолик, но и жесток. Не имея связи с семьёй, с родом, с землёй, которые дают силы противостоять злу и невежеству, легко можно увлечься чужими словами, предать ценности и принципы, вычеркнуть из сердца самое дорогое – Родину. Велико значение «малой Родины» для развития цельной личности, но задумываемся ли мы что конкретно нужно делать для формирования бережного, ценностного отношения к своему народу и культуре? С чего начать?
Ответ сформирован Пятаковой Александрой Игоревной, автором трёх проектов «Язык – духовный код нации», направленных на формирование гражданской идентичности, приобщение подрастающего поколения к русскому языку и казачьей культуре, вовлечение детей в чтение, литературное, художественное, интеллектуальное творчество.
Проекты каждый раз собирают вокруг себя единомышленников. Возможно, обстоятельства никогда не свели бы их вместе, если бы не общая уверенность, что защищать от кризиса современности нужно основу культуры, её духовные крепы – язык, а успех сохранения и постижения языка в совместной деятельности взрослого и ребёнка, в обращении детей к книге и чтению.
Новый проект «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов» снова собрал тех, кто каждый на своём месте, отстаивает право детей знать и любить свой язык, свою историю и культуру. Какая работа предусмотрена в новом проекте? Ребят ждёт участие в конкурсе рассказов и эссе, конкурс рисунков, фестиваль чтения. Наставников ждет большая подготовительная работа по привлечению детей к чтению и конкурс методических разработок. В основу проекта положена работа с донским фольклором и творчеством четырёх донских писателей: Б.В. Изюмского, П.В. Лебеденко, М.П. Астапенко, В.Н. Банцевича.
Наставники прошлого проекта отмечали, что в работе с детьми им помогали тематические мастер-классы от сотрудников Ростовской областной детской библиотеки. Становясь участниками таких мероприятий педагоги, родители и библиотекари, получали информацию как о писателях и книгах, так и методические рекомендации по организации работы с текстом, подготовки детей к осмысленному чтению. Многие наставники впервые участвовали в краеведческих литературных мастер-классах, с помощью их им открылся мир донской детской книги, прежде разрозненные знания выстроились в стройную систему, стала понятна последовательность этапов работы с подрастающим поколением. Высокие результаты прошлого проекта доказали, что при грамотной и ответственной работе наставников с детьми, те активно включаются в конкурсные мероприятия.
В новом проекте наставники также не останутся без профессиональной поддержки тех, кто лучше всего знает донскую книгу. Особое внимание будет уделено донским пословицам и поговоркам, традициям и быту казаков, книгам, повествующим о вольном казачьем духе и об истории Тихого Дона. Полученные знания, помогут открыть двери в донскую культуру, пройдя дорогами литературного краеведения узнать свои традиции и обычаи.
На презентации проекта 28 сентября в Донской публичной библиотеке, собравшиеся могли познакомиться с детьми, которые воспитываются в традициях казачества. Это были ученики 8 класса Мало-Лученской казачьей школы №13 имени Бакланова из Дубовского района. Директор школы, заместитель атамана Дубовского юрта, подхорунжий Светлана Самохина рассказала о патриотическом и духовно-нравственном воспитании и методичной работе по изучению русского языка и литературы родного края в своей школе. Светлана Александровна убеждена, что ученики с интересом примут участие в литературных и художественных конкурсах, и фестивале чтения. Главное, считает она, заинтересовать не только ребят, но и педагогов, и родителей.
Полностью согласна с Самохиной С.А., свидетельством успеха проекта станут те связи, которые возникнут во взаимодействии педагога и ученика. родителя и ребенка, библиотекаря и читателя. И эти связи должны быть не случайными и одномоментными, а плодотворными и долгосрочными. Профессиональный, заинтересованный взрослый, неравнодушный человек должен стать помощником и наставником ребенка в изучении русского языка и литературы на основе казачьего фольклора, традиций, произведений донских авторов.
С таким «заряженным» специалистом удалось познакомится тут же, на круглом столе. О своем опыте работы с детьми рассказала Элеонора Геннадьевна Манцыгина, педагог, руководитель этнокультурного музея ростовской школы № 107. Оценивая интерес детей к родному краю, педагог отметила, что краеведение имеет широкий спектр тем, которые могут быть доступно изложены детям, дополнены и углублены с помощью экспозиций музея.
Уверена, проект привлечет еще не мало активистов, знатоков и любителей русского языка и донской литературы, и эти люди смогут увлечь и привести детей как к книге и чтению, так и сподвигнуть их к творчеству.
Зеленчук Виктория Илларионовна, заведующий отделом обслуживания Ростовской областной детской библиотеки
имени В.М. Величкиной