С 21-27 ноября 2022 года был проведен второй онлайн мастер-класс проекта «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов», реализуемого Ростовской региональной общественной организацией «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Мероприятие проходило на канале YouTube РРОО «ЦЕНТР». Продолжительность мероприятия: 45 мин.18 сек. Ссылка на трансляцию: https://www.youtube.com/watch?v=xM-5PEuyOxE
РРОО «ЦЕНТР» совместно с Ростовской областной детской библиотекой имени В.М. Величкиной старались, чтобы мастер-класс стал полезным теоретическим и практическим материалом, как для подрастающего поколения, так и для представителей образования и культуры, разных профессиональных сфер.
В ходе мероприятия, ведущая Рыбак Светлана Викторовна:
-рассказала о творческой биографии донского писателя Петра Васильевича Лебеденко (1916 – 2003),
-познакомила с историей создания и сюжетами «Сказок Тихого Дона» рассказов и повестей для детей и подростков «Компас», «Клуб отважных», «В дальнем лимане» и «Шхуна «Мальва»,
-объяснила возможность участия детей и подростков в конкурсах (рисунок, рассказ/эссе) проекта и особенно фестиваля чтения (аудиозапись громкого чтения).
Мастер-класс собрал как взрослых, так и детей. С 21 по 27 ноября 2022 года его участники заполняли регистрационные анкеты по ссылке, размещенной в аннотации к видео. Анкеты были созданы в шаблонах Google. Данные анкет, сформировались в электронные таблицы Excel.
Анализ статистики на канале YouTube РРОО «ЦЕНТР»:
просмотров – 1057, часы просмотров –174,8 ч. Таким образом мастер-класс просмотрен полностью – 232 раза.
Количество поступивших анкет – 238. При первичной обработке было установлено дублирование анкет, частичное их заполнение и др. нестыковки, и поэтому они были исключены из подсчета, и к дальнейшему анализу была принята 221 анкета.
Анкеты участников позволили подсчитать количество участников, состав участия в мастер-классе взрослых, детей и подростков.
В онлайн мастер-классе приняли участие:
-представители гуманитарной отрасли –189 человек (из них 1 библиотекарь из ДНР, 1 читатель из Санкт-Петербурга),
-дети и подростки — 32 (самостоятельно, из них — 1 учащийся из Ставропольского Края, 1 учащийся из Краснодара);
-дети и подростки в группах с наставниками – 721
Итого детей и подростков приняло участие — 753
При этом наставники из числа сотрудников библиотек из Ростовской области — 55 человек организовали участие 591 детей и подростков, а наставники из системы образования – 7 человек, организовали участие в мастер-классе 130 детей и подростков. Таким образом, в мастер-классе приняли участие 751 детей и подростков из Ростовской области и по одному подростку из Краснодара и Ставропольского края.
В онлайн мастер-классе приняли участие библиотекари, педагоги и юные читатели из 36 муниципальных районов и 9 городов Ростовской области. В Ростовской области 55 муниципальных образований (43 района и 12 городских округов). Наиболее активными стали специалисты Красносулинского, Тарасовского и Каменского районов, а также города Ростова-на-Дону.
Основная часть участников мастер-класса уже читала книги автора, и только 29 человек (13%) не были ранее знакомы с творчеством Петра Лебеденко. Среди них жители других регионов России — 1 учащийся из Краснодара, 1 библиотекарь из ДНР, 1 читатель из Санкт-Петербурга. А также 11 учащихся, 5 педагогов и 10 библиотекарей Ростовской области. То, что участники мастер-класса не читали произведения автора, можно объяснить недостаточным количеством книг в муниципальных и школьных библиотеках.
Из общего числа участников всего 3 человека (1,5%) ответили, что их не заинтересовали произведения П. В. Лебеденко после участия в мастер-классе (2 кадета, 1 учащийся 6 кл.).
8 слушателей (3,6%) ответили, что книги автора есть в домашней библиотеке, 23 участника (11%) отметили, что книги есть в библиотеке образовательной организации, 124 участника (56%) сообщили, что книги есть в ближайшей библиотеке, в той местности, где они проживают, остальные участники выбрали все предыдущие варианты, и только 5 слушателей не ответили на вопрос. Действительно во второй половине ХХ века книги Петра Лебеденок выходили большими тиражами, поставлялись во все библиотеки области. Но те книги не отвечают потребностям современных читателей-детей. Книги либо без иллюстраций, либо с чёрно-белыми рисунками, многие книги сильно потрепаны, но заменить их не на что. Только «Сказки Тихого Дона» были переизданы в наши дни с цветными иллюстрациями, на хорошей бумаге. Остальные повести и рассказы для детей и подростков не переиздавались.
На вопрос «Ваши предложения по привлечению детей и подростков к чтению произведений П. В. Лебеденко; по организации следующих мастер-классов и мероприятий по проекту»ответили 132 участника мастер-класса (60%). 10 человек затруднились ответить (около 5%). Остальные 79 участников на вопрос не ответили.
Предложения по привлечению детей и подростков к чтению произведений П. В. Лебеденко; по организации следующих мастер-классов и мероприятий по проекту поступили самые разные, вот наиболее частые и, на наш взгляд, интересные:
«Для привлечения младшей читательской группы, можно добавить небольшую театрализацию».
«Нашим читателям очень нравится театрализация сказок П. В. Лебеденко, а громкое чтение сказок детям, ученикам начальных классов, оказывает магическое воздействие: ребята пересказывают текст, просят родителей поехать на реку Дон, чтобы прочувствовать атмосферу сказок. Можно организовать онлайн-конкурс театрализации сказок, чтение сказок юными актёрами (театр у микрофона)»
«Есть потребность в большей информативности (семинары, практикумы) по произведениям донских писателей для детей. Спасибо!»
«Обзоры и беседы дополняются просмотром видеофильмов (художественных и образовательных) прослушиванием дисков, просмотром презентаций. Это позволяет дать максимальную информацию, которая лучше усваивается в условиях информационной комфортности: «Донской писатель П.В. Лебеденко», «Сказки Тихого Дона». Книга и чтение используются как один из способов выхода из духовного кризиса».
«Вернуть в школы внеклассное чтение».
«Очень интересно было бы с детьми провести квесты по творчеству донских писателей и посмотреть мастер классы по их проведению».
«Переиздать другие произведения Лебеденко для детей. В нашей библиотеке есть только сказки».
«Составит презентацию по его рассказам и его место рождения».
«Просмотры фильмов, основанных на сказках П.В. Лебеденко».
«Спасибо большое за мастер-класс. Проводить акции, громкие чтения произведений автора, знакомить с его творчеством».
«Поставлю спектакль по сказкам Петра Лебеденко»
«Создание буктрейлера по каждому произведению. Краеведческая тематика, а в особенности, отраженная в сказках, интересна детям разных возрастных групп».
Обобщая все предложения, поступившие от участников мастер-класса можно смело говорить о том, что для привлечения детей и подростков к чтению произведений П.В. Лебеденко и повышения качества мероприятий по творчеству писателя необходимо:
— издавать книги Петра Лебеденко и передавать их в библиотеки (предложение о переиздании книг П. Лебеденко упоминаются в 4 анкетах);
— муниципальным и школьным библиотекам регулярно проводить мероприятия о творчестве П. Лебеденко, а не только в юбилейные годы автора;
— проводить громкие чтения произведений П. Лебеденко и других донских авторов для детей (предложение упоминается в 17 анкетах);
— муниципальным и школьным библиотекам выпускать рекламные материалы о произведениях Петра Лебеденко, мотивирующие к чтению;
— организовать съёмки мультфильмов по «Сказкам Тихого Дона» П. Лебеденко.
— внедрять и постоянно использовать современные технологии при организации мероприятий по книгам П. Лебеденко: виртуальные выставки, интерактивные плакаты;
— при организации мероприятий по творчеству Петра Лебеденко для детей 7-10 лет добавлять театрализации и викторины, а для подростков использовать другие формы работы: квесты, обсуждения, дискуссии;
— чаще проводить мероприятия о П. Лебеденко и других донских писателях;
— ввести в школе внеклассное чтение произведений донских авторов;
— организовать квест по произведениям П. Лебеденко и других донских писателей;
— продолжать проводить мастер-классы по произведения П. Лебеденко, а также организовывать различные творческие конкурсы (рисунков, поделок, кроссвордов, буктрейлеров, чтецов и другие).
62 наставника участвовали в онлайн мастер-классе совместно со своими учениками / воспитанниками / читателями (753 человека) поделились впечатлениями, которые остались у ребят от мероприятия. Реакция детей на мероприятие: «Внимание, заинтересованность, желание прочитать произведения П. В. Лебеденко». «Обучающиеся были очень заинтересованы материалом». «Дети внимательно и с интересом смотрели мастер-класс. На дом взяли «Сказки Тихого Дона», «Дивный клад», «В дальнем лимане». Вернут книги с отзывами о прочитанном». «Заинтересованность и просьба выдать на дом произведения П.В. Лебеденко». «Вызвало положительные эмоции, очень легко запоминается информация о П.В. Лебеденко благодаря таким мастер-классам». «Было весело, когда читали отрывки из произведений, интерес к детству писателя. Детям понравились «Сказки Тихого Дона»».
Также, наставники (педагоги и библиотекари) отмечают высокую заинтересованность детей, просмотревших мастер-класс, в прочтении книг П.Лебеденко. Библиотекарь Верхнемакеевской сельской библиотеки Кашарского района в своей анкете указала, что сразу после просмотра детям были выданы 12 книг автора.
Можно быть уверенными, что юные читатели с удовольствием окунуться в увлекательный мир книг П.В. Лебеденко и непременно примут участие в конкурсах и фестивале чтения проекта «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов», реализуемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Подводя итоги мастер-класса можно сказать, что цель его была достигнута. Участники заинтересовались творчеством донского писателя Петра Лебеденко. Но также необходимо обратить внимание на следующие моменты:
-на региональном уровне нужно больше внимания уделять рекламе книг П. Лебеденко и их чтения.;
— на региональном уровне организовывать теле- и радиопередачи о книгах П. Лебеденко, театральные радиопостановки по произведениям автора;
-на федеральном уровне в системе образования нужны не только уроки регионоведения, но и чтения местной литературы, в том числе и книг П. Лебеденко. Именно этот пласт культуры является основой для воспитания у подрастающего поколения патриотизма, любви к Родине;
— на региональном уровне необходима система переиздания и распространения в муниципальные и школьные библиотеки произведений П. Лебеденко для детей и подростков.
Все респонденты отметили заинтересованность аудитории в проведении аналогичных мероприятий. Мастер-класс понравился, как подрастающему поколению, так и представителям гуманитарной отрасли.
Благодарим всех участников за интерес к проекту и активное участие в мастер-классе.
Ждем вас на следующих онлайн мастер-классах проекта!