С 6 по 12 февраля 2023 года Ростовская региональная общественная организация «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии» (РРОО «ЦЕНТР») в рамках проекта «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов» реализуемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив провела онлайн мастер-класс «Казан проверяют по звону, а казака – по слову»: донские пословицы и поговорки».
Онлайн мастер-класс прошёл в форме беседы с детьми-читателями библиотеки.
Были разобраны понятия: «пословица» и «поговорка», характерные отличия казачьих пословиц и поговорок, их толкование и современное употребление.
Участники мастер-класса узнали об их употреблении в художественной литературе, познакомились с книгами, которые рассказывают о донских пословицах и поговорках более подробно.
Мероприятие рассчитано на детей 11-17 лет, библиотекарей, педагогов.
Ведущая мастер-класса – Безрукова Светлана Валерьевна, заместитель директора Ростовской областной детской библиотеки имени В. М. Величкиной
Ссылки на участие в мероприятии были размещены на сайте РРОО «ЦЕНТР» и на сайтах партнеров, а видео проходило на YouTube РРОО «ЦЕНТР» — https://youtu.be/P1csrh3NHZY с регистрацией анкет участников и просмотр видео на RuTube РРОО «ЦЕНТР» —
https://rutube.ru/video/private/1ea9eeeb0d2323cabb3b1b790cad74d3/?p=mU-DZwYQv0fDqrWGFi_bFw
Анализ статистики на канале YouTube РРОО «ЦЕНТР» с 6 по 12 февраля 2023 года:
продолжительность видео: 45 мин. 20 с.
просмотров – 742
часы просмотров –271,7 ч.
Полных просмотров – 265,2 ч., что соответствует ожиданиям проекта.
В течение недели, с 6 по 12 февраля, участники мастер-класса заполняли регистрационные анкеты по ссылке, размещенной в аннотации к видео. Анкеты были созданы в шаблонах Google. Данные анкет сформировались в электронные таблицы Excel.
Количество поступивших анкет – 352. При первичной обработке было установлено дублирование анкет (59, 67, 72, 123, 125, 149, 257, 258, 268, 269, 279, 299, 303, 304, 332, 344) и поэтому они были исключены из подсчета, и к дальнейшему анализу было принято 336 анкет.
Исключаются из подсчета дети и подростки № 7, 28, 34, 38, 42, 83, 85,91,104,117,160,190,203,226,246,295,306,329,340 – организаторы просмотра не готовы предоставить список детей и подростков, участников мастер-класса – 243 чел.
Анкеты участников позволили подсчитать количество участников, соотношение участия в мастер-классе взрослых, детей и подростков.
В онлайн мастер-классе приняли участие:
дети и подростки – 1141
в том числе,
самостоятельно, без наставника – 18,
в группах с наставниками – 1123
представители гуманитарной отрасли –318 человек, из них:
сотрудников библиотек – 297, педагогов – 21.
Среди представителей гуманитарной отрасли 306 человека – жители Ростовской области, остальные 12 – жители других территорий России: Краснодарский край (2 чел.), Ставропольский край (4 чел.), ДНР (1 чел.), Казахстан (1чел.), Республика Хакасия (1 чел.), Башкортостан (1 чел.), Республика Коми (1 чел.), Чувашская республика (1 чел.)
Наставники из числа сотрудников библиотек из Ростовской области – 69 человек организовали участие 699 детей и подростков, наставники из числа сотрудников библиотек Ставропольского края и Республики Хакасии (2 человека) организовали участие 13 детей, а наставники из системы образования – 15 человек (14 из Ростовской области, 1 из Казахстана (8 детей), организовали участие в мастер-классе 411 детей и подростков, причём 138 детей и подростков были организованы на просмотр мастер-класса из ГБОУ РО «Шахтинский генерала Я. П. Бакланова казачий кадетский корпус».
Таким образом, в мастер-классе приняли участие 1120 детей и подростков из Ростовской области и 21 ребёнок из Ставропольского края, Хакасии и Казахстана (в группах с наставниками).
Из жителей Ростовской области особенно активно подключились педагоги и библиотекари Красносулинского, Аксайского, Родионово-Несветайского, Заветинского, Азовского, Матвеево-Курганского, Каменского, Песчанокопского, Ремонтненского районов, городов Волгодонск, Таганрог, Сальск, Красный Сулин, Шахты, Ростов-на-Дону.
Представители гуманитарной отрасли, которые смотрели все 5 мастер-классов – 30 чел.
Возрастной состав детей и подростков, участвующих самостоятельно в мастер-классе, согласно анкет:
14-15 лет – 16 чел.;
11 лет – 2 чел.
От участвующих в группах с наставниками преобладали подростки и дети среднего возраста – более 850 человек, остальные – дети младшего возраста. Подсчитать точно сложно, так как состав участников мастер-класса часто разновозрастной (например, 7-14 лет или 8-12 лет и т. д.).
Участникам мастер-классов были предложены следующие вопросы:
«Вам знакомы донские пословицы и поговорки?»
«Актуально ли для Вас знать донские пословицы и поговорки?»
«Ваши предложения по привлечению детей и подростков к чтению книг, содержащих донские пословицы и поговорки?»
До участия в мастер-классе с донскими пословицами и поговорками не были знакомы 7 человек, в том числе 1 учащийся, остальные – библиотекари, и только один из них из другого региона – Хакассии, остальные же из Ростова и Ростовской области. Сказали, что для них не актуально знать донские пословицы и поговорки после участия в мастер-классе – 3 человека: 1 учащийся из Ростовской области и два библиотекаря из Ростова-на-Дону.
Важнейший вопрос анкеты «Ваши предложения по привлечению детей и подростков к чтению книг, содержащих донские пословицы и поговорки» даёт нам возможность понять отношение участников к мероприятию и оценить их готовность к популяризации краеведческих знаний.
Только 12 человек (3,6%) не дали никаких предложений по привлечению детей и подростков к чтению книг, содержащих донские пословицы и поговорки. Участники мастер-класса, высказали множество дельных и интересных предложений.
Обобщая все предложения, можно выделить пять самых популярных:
1. Проводить больше мероприятий краеведческой тематики предложили 92 человека (27,4%).
2. Разнообразить формы проведения краеведческих мероприятий – 72 человека (21,4%). Участники мастер-класса продемонстрировали творческий подход, среди предлагаемых форм мероприятий – квесты, квизы, онлайн-встречи, инсценировки произведений донских авторов, театрализации, викторины, конкурсы, сетевые акции, фестивали, фольклорные батлы, встречи с донскими авторами, онлайн-путешествия по библиотекам донского края, организация клубов и кружков краеведческой направленности и многое другое.
3. Проводить больше мастер-классов. Именно такая форма взаимодействия с детьми и подростками должна помочь в привлечении их к чтению книг, содержащих донские пословицы и поговорки, считают 35 участников мастер-класса (10,4%).
4. Чаще предлагать и рекомендовать юным читателям книги краеведческой тематики предлагают 32 человека (9,5%) из опрошенных.
5. Регулярно переиздавать книги донских авторов для детей и пополнять ими фонды библиотек;
В ответах большинства участников мастер-класса чувствуется неподдельный интерес к донскому фольклору, что позволило им сформулировать очень четкие и, главное, реально воплощаемые предложения. Вот некоторые из них:
«Организовывать встречи с донскими казаками» (город Ростов-на-Дону).
«Я думаю, что надо в своей речи их употреблять как можно чаще, делая акцент на мудрость донского слова» (город Новошахтинск).
«Рассказывать детям о ценности чтения. Показывать связь чтения донских пословиц и поговорок с их успехами в учебе и других делах. Приводить примеры положительного влияния книги на жизнь людей» (Неклиновский район).
«Сотрудничать с педагогами средних школ для внесения донских пословиц и поговорок в список внеклассного чтения» (город Таганрог).
«Как вариант начинать и заканчивать краеведческие мероприятия с донских пословиц и поговорок. Или же в ходе краеведческого мероприятия проводить викторины «Закончи пословицу или поговорку» (Цимлянский район).
«Привлекать читателей к подготовке мероприятий, т.е. к подборке книг, подборке пословиц и поговорок» (Каменский район).
«Использовать донские пословицы и поговорки при оформлении краеведческих выставок и мероприятий, вводить пословицы и поговорки в собственную речь…» (город Ростов-на-Дону).
«Нетрадиционное общение с читателями: библионочь, литературное кафе, вечера пословиц и поговорок, викторины, угадайки, кроссворды (с использованием ИКТ), день рождения книги, день рождения донского писателя, литературные путешествия и т.д.» (Аксайский район).
«Во-первых: привлекать детей и подростков к чтению произведений М. А. Шолохова, в которых часто употребляются пословицы и поговорки донских казаков. А также «Казачьи народные сказки», «Сказки донских писателей», рассказы В. Моложавенко.
Во-вторых: дать задание ребятам найти как можно больше тематических пословиц и поговорок донских казаков, например, о коне, о казачьей удали, о казаке-воине, используя художественные произведения и книгу Г. Губанова «Золотые россыпи».
В-третьих: использовать в краеведческих конкурсах, турнирах номинацию «Донские пословицы и поговорки» для того, чтобы дети запоминали и употребляли в своей речи, придавая ей народный колорит» (Пролетарский район).
Особенно радует тот факт, что ответ на этот вопрос не проигнорировали юные участники мастер-класса, которые участвовали самостоятельно и заполняли анкету. Это подростки в возрасте 11-15 лет. Все 18 человек дали свои предложения. И здесь есть над чем поразмыслить. Подавляющее большинство (13 человек) предложило почаще устраивать походы в библиотеку, именно в такой формулировке, т.е. от подростковой аудитории есть запрос на групповые посещения библиотек, коллективное общение.
Так же от ребят прозвучали предложения:
«Устраивать круглые столы, мастер-классы…»;
«Рекомендовать прочитать книги с пословицами»;
«Проводить для детей такие мастер-классы»;
«Конкурсы по краеведенью».
Подытоживая все поступившие предложения по привлечению детей и подростков к чтению книг, содержащих донские пословицы и поговорки, невозможно не согласиться с коллегами из Ростова-на-Дону, которые высказали мысль о том, что «работа должна быть систематической, программной и проектной. Разовые и разноплановые мероприятия мало эффективны». Коллеги из Октябрьского района Ростовской области также предлагают «создавать тематические программы и работать по ним весь год, разовые мероприятия не эффективны».
В группах мастер-класс посмотрели 1123 юных участника от 5 до 18 лет, заполняя анкету, их наставники рассказали о реакции детей на мероприятие.
Из 86 наставников ничего не написали о реакции детей 5 человек (5,8%) В целом, из 81 наставника, ответивших на вопрос, ни один не заметил отрицательной реакции детей, свои наблюдения они выразили довольно лаконично, ответив в анкете: «Положительная», «Удивление и любопытство», «Мероприятие понравилось» и «Очень понравилось». Но были и более развернутые ответы, вот некоторые из них:
«С интересом слушали, очень активно реагировали на нахождение пословиц и поговорок в тексте, обсуждали картинки и пословицы к ним» (Тацинский район).
«Познавательно, очень понравилось расшифровывать значение пословиц и картинки к пословицам» (Республика Хакасия).
«Пытались вперед мальчиков давать ответы, после просмотра с удовольствием рассматривали книгу, т.к. мы ее получили за участие в предыдущем Проекте». (город Новошахтинск).
«Понравилось участие и использование присутствия сверстников на мастер-классе» (Дубовский район).
«Дети более оживились на моменте, где надо было угадать по рисунку пословицу или поговорку и активно приняли участие» (Родионово-Несветайский район).
«Были внимательные, понравилось присутствие мальчиков» (Верхнедонской район).
«Дети стали вспоминать крылатые выражения и соотносить их с пословицами» (Чертковский район).
«Мероприятие очень понравилось, приостанавливая видеоролик ребята также участвовали в определении пословиц и поговорок, в поиске из отрывков текста поиск пословиц. А также имеющиеся книги в нашей библиотеке о пословицах были взяты для чтения» (Аксайский район).
«Дети с удовольствием слушали, реагировали на прослушанные пословицы, приводили в пример свои пословицы и поговорки (Матвеево-Курганский район).
«Дети с интересом смотрели мастер-класс, а затем дружно называли другие пословицы и поговорки Дона» (Семикаракорский район).
И, пожалуй, самая ценная реакция юных участников мастер-класса:
«Взяли книги из фонда библиотеки для самостоятельного чтения» (город Волгодонск).
После просмотра мастер-класса, некоторые участники оставили отзывы, отражающие впечатления от увиденного и услышанного материала.
«Спасибо коллеги, интересный мастер-класс!» (Песчанокопский район).
«Как можно чаще проводить такие мероприятия. Так как в нашей библиотеке есть некоторые книги, с которыми вы познакомили нас. После просмотра онлайн, дети познакомились с ними воочию, и 2 книги взяли домой для прочтения» (Матвеево-Курганский район
«Молодцы, познавательно, интересно, поучительно» (Красносулинский район)
«Коллеги, мероприятие получилось, интересным, познавательным, доступным, ребята слушали с интересом» (Аксайский район)
«Готовый материал для работы с детьми. Спасибо» (город Ростов-на-Дону)
«Спасибо Светлане Валерьевне за очень содержательный и легкий в понимании для детей рассказ о донском фольклоре, посмотрели с детьми с удовольствием!!!» (город Новошахтинск).
«Вы двигаетесь в правильном направлении, ваши мастер-классы очень полезны» (республика Коми)
«Организация и просмотр такого интересного и познавательного мастер-класса, как «Казан проверяют по звону, а казака – по слову»: донские пословицы и поговорки», позволяет узнать происхождение пословиц Донского края, их взаимосвязь с историей донцов и привлекает читателей к прочтению литературы и пониманию того, что фольклор предназначен для того, чтобы его широко использовали для показа старой и новой жизни Дона» (Матвеево- Курганский район)
«Уверена, равнодушных нет. Огромное спасибо за Ваш труд, за творческий подход, за эмоциональное озвучивание материала. С большим удовольствием слушаю мастер-классы». (Боковский район)
«Очень полезное мероприятие! Спасибо! Ждём подобных!» (город Ростов-на-Дону)
Негативных отзывов не было.
Подводя итог мастер-класса «Казан проверяют по звону, а казака – по слову»: донские пословицы и поговорки», можно с уверенностью сказать, что его цели достигнуты: рассмотрены особенности таких фольклорных форм как пословицы и поговорки, на примерах разобраны особенности донских пословиц и поговорок, представлены книги, как с фольклорным материалом, так и рассказывающие о пословицах и поговорках.
Все участники мастер-класса, и взрослые и подростки проявили искреннюю заинтересованность содержанием мероприятия и высказали пожелания в дальнейшем, также использовать интерактив при проведении мастер-классов. Детям и подросткам было интересно слушать ответы своих сверстников, появился некий соревновательный момент, кто быстрее выполнит задание, ответит на вопрос.
Ответы юных участников мастер-класса на вопросы анкеты выявил четко сформулированный запрос подростковой аудитории на групповое тематическое общение, причем не в удаленном формате, а что называется, «живьем», поскольку востребованным оказался именно «поход в библиотеку».
Количество заполненных анкет, полученных отзывов и предложений подтвердили, что форма онлайн мастер-класса эффективна для распространения краеведческих знаний, доступна большому числу участников из разных, территорий как Ростовской области, так и других регионов Российской Федерации.
Благодарим всех участников за интерес к проекту и активное участие в мастер-классе. Надеемся, что все юные читатели, познакомившись с донским фольклором, обязательно станут участниками конкурсов рисунка, рассказа или эссе и фестиваля чтения по проекту «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов».