Ростовская региональная общественная организация

«Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии»

Подводим итоги онлайн мастер-класса «Быт, обряды и традиции казаков Дона»

С 22 по 28 мая 2023 года Ростовская региональная общественная организация «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии» (РРОО «ЦЕНТР») в рамках проекта «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив провела онлайн мастер-класс «Быт, обряды и традиции казаков Дона», знакомящий с интересным опытом изучения традиций донского казачества, его обычаев, культуры.

Участники мастер-класса познакомились с талантливыми воспитателями и педагогами, изучили экспозиции школьного музея, побывали на фестивале «Великий сын донских степей», посвященном юбилею атамана Матвея Платова; вместе с ребятами под руководством настоящего казачьего атамана научились владеть саблей…

Мастер-класс адресован, прежде всего, детям и подросткам, интересующимся историей и культурой донского казачества, а также полезен руководителям детского чтения – работникам образования и культуры.

Ведущая мастер-класса – Вера Николаевна Южанская, председатель Правления РРОО «ЦЕНТР», член Общественной палаты Ростовской области, главный редактор газеты «Наше время».

Ссылка на мероприятие была размещена на сайте РРОО «ЦЕНТР» и на сайтах партнеров:

RuTube РРОО «ЦЕНТР»:

https://rutube.ru/video/3474d615d61d99003767733d2ef15510/

YouTube РРОО «ЦЕНТР»:

https://youtu.be/n-WN82CfkX4

Анализ статистики на канале YouTube РРОО «ЦЕНТР» с 22 по 28 мая 2023 года:

Продолжительность видео: 55 мин. 01 с.

просмотров – 877

часы просмотров –132,4 ч.

В течение недели, с 22 по 28 мая, участники мастер-класса заполняли регистрационные анкеты по ссылке, размещенной в аннотации к видео. Анкеты были созданы в шаблонах Google. Данные анкет сформировались в электронную таблицу Excel.

Количество поступивших анкет – 233. При первичной обработке было установлено дублирование анкет, некорректно заполненные или заполненные не полностью (№№ 3, 12, 27, 57, 60, 64, 69, 70, 71, 72, 73, 75, 76, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 85, 86, 87, 88, 89, 91, 92, 94, 96, 97, 102, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 115, 116, 118, 122, 123, 124, 125, 127, 128,129, 131, 132, 133, 134, 136, 137, 138, 139, 140, 141, 145, 146, 147, 149, 150, 152, 153, 160, 174, 175, 180, 182, 186, 209, 212, 213, 215, 223, 232,) и поэтому они были исключены из подсчета, и к дальнейшему анализу было принято 155 анкет.

Исключаются из подсчета дети и подростки №№ 45, 60, 120, 163, 178, 216, 217 – организаторы просмотра не готовы предоставить список детей и подростков, участников мастер-класса – 56 чел.

Итого в онлайн мастер-классе приняли участие:

детей и подростков – 429

в том числе,

самостоятельно, без наставника – 16 (7 детей 12-15 лет, 9 человек – 17-18 лет),

в группах с наставниками – 413

представители гуманитарной отрасли – 139 человек, из них:

сотрудников библиотек – 125, педагогов – 14.

Среди представителей гуманитарной отрасли 128 человек – жители Ростовской области, остальные 11 – жители других территорий России: Ставропольский край (8 чел.), ДНР (1 чел.), Башкортостан (1 чел.), Псковская область (1 чел.).

В предыдущих онлайн мастер-классах проекта принимали участие 132 представителя гуманитарной отрасли, впервые участвовали 7 представителей гуманитарной отрасли (5 библиотекарей и 2 педагога).

Наставники из числа сотрудников библиотек из Ростовской области — 18 человек организовали участие 139 детей и подростков, наставник из числа сотрудников библиотек Ставропольского края организовал участие 10 детей, а наставники из системы образования – 8 человек организовали участие 264 детей и подростков, причём наставник из ГБОУ РО «ШККК» г. Шахты организовал коллективный просмотр онлайн мастер-класса 157 детей и подростков.

Таким образом, в мастер-классе приняли участие 403 детей и подростков из Ростовской области и 10 детей и подростков из Ставропольского края (в группах с наставниками), 16 детей и подростков участвовали самостоятельно.

Ранее принимали участие в онлайн мастер-классах проекта – 332 детей и подростков, впервые участвовали – 81 (в группах с наставниками), самостоятельно смотрели впервые 6 детей и подростков.

От участвующих в группах с наставниками преобладали подростки и дети среднего возраста, но были и дети младшего возраста.

В онлайн мастер-классе приняли участие библиотекари, педагоги и юные читатели из 30 муниципальных районов и 15 городов Ростовской области. Особенно активно подключились библиотекари Красносулинского, Аксайского, Каменского, Кашарского, Азовского районов; городов Ростов-на-Дону, Сальск, Батайск, Волгодонск, Аксай.

Мастер-класс получил высокую оценку со стороны его участников:

— «Отличный мастер-класс!»

— «Данный мастер-класс пригодится в работе. Именно такая подача краеведческого материала по изучению быта и обрядов казаков, которую продемонстрировали Э. Манцыгина и Т. Оноприенко, будет в наибольшей степени действенной. Приятно было слышать Элеонору Манцыгину. В ее речи слышен характерный акцент казачьего говора, такого близкого нам по духу, вызывающего воспоминания о наших бабушках и дедушках… Здорово. Спасибо! Посмотрим мастер-класс в записи с группой детей, участвовавших в ваших онлайн мероприятиях в рамках проекта неоднократно».

— «Проводить как можно больше таких интересных мастер-классов, в которых сами дети непосредственно принимают участие».

— «Спасибо за увлекательный и познавательный Мастер-класс. Такие мастер- классы будут очень полезны для детей, наглядно и познавательно».

— «Большое спасибо! Эмоционально, интересно, познавательно, с душой и любовью!»

— «Очень интересный и познавательный материал. Спасибо организаторам за онлайн мастер-класс, который просмотрели юные читатели нашей библиотеки. Особенно интересно было детям услышать казачий говор, познакомиться с орудиями труда донских казаков и владение шашкой (фланкирование).

— «Именно в таком формате должны проходить мероприятия: с песнями, играми, с предметами быта, оружием, обязательно с фотографиями предков казаков (на примере семьи). Ребята прочувствуют настоящую атмосферу жизни казаков и с удовольствием примут участие в творческих конкурсах».

Респонденты отмечали необходимость системной работы в этом направлении, взаимодействия различных организаций:

— «С целью наибольшего охвата детей подростков должна быть организована масштабная рекламная компания. Детские образовательные и культурно-досуговые учреждения должны эффективно сотрудничать и взаимодействовать. Все мастер-классы проекта были полезны, информативны, профессиональны. И будут широко использоваться в практической деятельности».

— «Популяризация русского языка и донского фольклора необходима. Конечно, все держится на энтузиастах. Таких людей нужно поддерживать материально и морально, транслировать их опыт в смежные сферы деятельности, сотрудничать библиотекам, школам, домам творчества. Необходим общий ресурс, аккумулирующий наработки. Дети должны видеть заинтересованных взрослых и тогда им будет интересно идти с ними одной дорогой. Конкурсы привлекают только самых активных, тех, кому есть что сказать, а должны быть задействованы все – значит, нужно одно большое дело или одна общая краеведческая программа».

— «Чтобы создать творческую работу, нужно обладать конкретными знаниями и владеть тематической информацией, которую частично можно получить в библиотеке. Библиотекари в краеведческом направлении проводят много работы по информированию своих читателей. Но лучший результат — от заинтересованности в совместной работе школ, музеев. библиотек, родителей, общественных организаций и т.д.»

Участники-подростки, как активные пользователи интернет-пространства, предложили своё решение проблемы привлечения аудитории к созданию конкурсных творческих работ:

— «Можно разместить ссылку или приглашение в интернете».

— «Нужно чаще проводить данные мероприятия, как можно больше опубликовывать в разных социальных сетях».

— «Предложение в соцсетях».

Многие библиотекари и педагоги предлагают больше внимания уделять игровым формам краеведческой работы:

— «Занятия в игровой форме».

— «Игры по истории Донского края».

— «КВН на тему Дона».

— «Собираюсь провести летом в детском лагере квиз по народным традициям и истории донских казаков».

— «Квесты по теме о Донском крае».

— «Проектная работа, многодневные квесты по ролям. Конкурсные работы: выжигание, рисунок по стеклу, плетение корзин, вышивание ручников и т. д.»

Следует больше внимания уделять экскурсионно-туристической работе, а также созданию школьных музеев, — так считают некоторые участники мастер-класса:

— «Организация школьных пеших туристических маршрутов по территории Ростовской области. Маршруты можно разработать в каждом районе Ростовской области с указанием памятных тематических мест, входящих в маршрут для посещения, мест отдыха по маршруту, длительность маршрута, с кем можно встретиться (люди проживающие на этой территории, знающие историю и т.д.). Далее учащиеся, посетившие новые места, могут написать проект по истории, географии, экологии и т.д.»

— «…необходимо проводить экскурсии по родным местам».

— «хотелось бы вместе с читателями организовать небольшой казачий уголок в библиотеке».

— «Организация экскурсий по историческим местам области».

— «Организовывать и проводить экскурсии в музее, встречи с представителями казачьего юрта, знакомить с историей казачества».

— «Можно организовать видеотуры по местам, которые есть в произведениях».

Немаловажной считают участники мастер-класса и призовую мотивацию;

— «Достойное поощрение, возможность льгот при поступлении в вузы».

— «Заинтересовать поощрением».

— «Хороший призовой фонд».

— «Дарить детям подарки, тогда они охотно во всём участвуют».

Не забыты были и традиционные формы работы:

— «Проводить краеведческие беседы».

— «Проводить беседы, рассказывать детям о том, в каком замечательно красивом Донском крае мы живём».

— «Проводить литературные викторины по творчеству донских авторов».

— «Знакомить их с произведениями донских авторов».

— «Проводить познавательные мероприятия, знакомить с историей Донского края».

— «Чтобы привлечь детей к творческим работам, надо их вовлекать в исследовательскую деятельность по изучению истории нашей края. Для этого проводить дни информации, викторины, акции».

— «Регулярно проводить с детьми мероприятия по краеведению, знакомить с бытом, обычаями донских казаков».

Были и конкретные предложения:

— «Создать альбом совместно с детьми с растениями донского края».

— «Проведение познавательного мероприятия «Чаепитие с донскими травами».

— «Слет донских казачат».

Особенно много предложений касалось проведения конкурсов и мастер-классов:

— «Проводить больше мастер-классов, выставок на тему Донского края».

— «Конкурс рисунков Донского края, конкурс песен Донского края».

— «Конкурсные работы в виде сценок и быта донских казаков».

— «Участие в конкурсах поможет нашим читателям проявить интерес к краеведению и книгам донских детских писателей».

— «Проводить мастер-классы, беседы и т.д. узконаправленного характера. На одном мероприятии знакомить детей или с каким-то коротким временным отрезком истории края. Или одно занятие — какое-то ремесло, более подробно., или, например, как одевались казачки».

— «Разнообразить формы работы по приобщению детей к традициям народной культуры. … Творческие работы дают возможность ребенку погрузиться в историческое прошлое своего родного края. Привлекать детей и подростков к созданию конкурсных творческих работ с помощью развития духа личности, овладеть творческими навыками. И все это станет замечательным примером в самой деятельности воспитанника во взрослой жизни, в том числе связанных с Донским краем».

— «Расширять знания об истории родного края, приобщать к донским традициям и вдохновлять на участие в конкурсах и проектах, учитывая индивидуальные способности каждого».

Вывод, который делают практически все участники:

— «онлайн мастер-классы позволяют знакомиться с историей и культурой донского казачества, а также полезны детям и подросткам при создании конкурсных творческих работ по истории Донского края».