Мы живём на Юге России в уникальном историко-культурном регионе нашей страны. Донской край всегда был многонациональным, где проживают народы более 150 национальностей и этносов. На протяжении многих веков этот район был ареной войн, межнациональных конфликтов. Однако, несмотря на это, культуры многих народов взаимодействовали, обогащая друг друга. Особый менталитет жителей Дона определяет казачество – кубанское, ставропольское, терское, донское. Традиции казаков подпитываются высоким самосознанием, богатой культурой, колоритным диалектом и устным народным творчеством.
Именно поэтому тема казачьего фольклора была включена в проект «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов», реализуемого Ростовской региональной общественной организацией «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Фольклор (от английского folk – народ, lore – мудрость) – особый вид искусства: устное или словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а передаваемого изустно (из уст в уста) из поколения в поколение.
Основные жанры фольклора: былины, сказания, песни, легенды, частушки, пословицы, поговорки, сказки для детей.
Казачий фольклор издревле интересовал многих исследователей донского края. Казачьи напевы и поэтические сказания появились на Дону ещё в конце XI-го века. Былины и песни были неизменными спутниками жизни донцов. Их сберегали в своей памяти так, как хранили на своей груди ладанку с родимой землёй. И звучание этих былин и песен было также дорого им, как дорог был, горьковатый запах степного полынка.
Существует множество вариантов донских былин (по казачьи – старин) и исторических песен. Сюжеты их ярки, драматичны, но не редко и столь же лиричны, превалируют «службовские» или «служивские» песни. Звучат они обычно acapello, т.е. без музыки, как и церковное пение.
По своему содержанию эпические былины делятся на две группы: сказания о богатырях-воинах, их боях и схватках с различными чудовищами и полчищами врагов, нападавших на русскую землю, и повествования о мирном труде. Жизнь и деятельность русских богатырей созвучны исторически сложившемуся быту и деятельности донских казаков. Идеалом мужества, смелости и предприимчивости для казака, защитника Родины и её границ, являлись любимые богатыри: Добрынюшка-Дончак, Илья Муромец, Алеша, Дюк Степанович, Васюшка Буслаевич, а за ними казацкие богатыри: Ермак Тимофеевич, Степан Разин, Емельян Пугачев и др. Они наделяются типичными чертами казаков-донских рыцарей, защитников дальних рубежей. Живут и действуют они в соответствии с реалиями быта боевой и походной жизни, обычаями донской казачьей республики.
Таким образом, общерусские былинные образы на Дону как бы «оказачились». Основной деятельностью богатырей является защита родины и охрана интересов народа, но в донской былине они показаны в условиях местного быта. Поэтому в них наблюдается ослабление сказочного и гиперболического элементов и усиление реалистической окраски былинных образов. В донских былинах типичен донской степной пейзаж, часты донская лексика, местные представления и образы: «курган высокий», «ковыль-трава», «шлях-дороженька». Особое внимание уделено верному другу казака – «его душечке – добру коню».
«В целях большей популяризации текстов фонетика казачьего говора значительна смягчена, приближена к литературной, при сохранении в неприкосновенности как морфологии и синтаксиса, так и лексики и фразеологии казачьей речи». С. Иванов.
Привольная и братская жизнь сильно привязала казаков к родине. Они славили свой Тихий Дон, называя его «кормилец родимый» В плену ли на смертном одре казак, прощаясь со всем, что имел драгоценное в своей жизни, всегда обращался к Дону:
Ой, ты батюшка наш,
Славный Тихий Дон.
Дон – кормилец наш,
Дон Иванович!
Про тебя лежит слава добрая,
Слава добрая, речь хорошая.
Популярности донской исторической песни способствовали и выразительная многосторонняя напевность, и образный язык.
Историческая песня не стремится к передаче точной хронологии событий, к раскрытию всех подробностей. Иногда она даже подменяет исторических деятелей, приписывая черты характера и поступки одного лица другому. Отсутствие в народных песнях стремления к точной хронологии очень верно подметил Н. В. Гоголь: «Историк не должен искать в них показания дня и числа битвы или точного объяснения места…в этом отношении немногие песни помогут ему. Но когда он захочет узнать верный быт, стихии характера, все изгибы и оттенки чувств, волнений, страстей, страданий».
С XVI-ым веком связан цикл песен о Ермаке Тимофеевиче. Песни о Ермаке не замыкаются в рамки казацкой жизни. На первый план в них выставляются общегосударственные интересы: освобождение русских восточных границ от татарского засилья, возвеличение храбрых защитников родины:
Ай, да на славной было, братцы, на речушке,
Да на славной было, братцы, на Камышинке,
Собирались там люди вольные, –
Все донские, гребенские, казаки яицкие.
Собирались они братцы во единый круг.
Во кругу-то стоят, они думу думают.
– «Ну, кому-то из нас, братцы, атаманом быть?» –
– «Ай, старику Ермаку, сыну Тимофеевичу!»
Ну, старик-то Ермак, братцы, не глупой казак, –
Он речь говорит, ровно во трубу трубит.
Гребенские казаки – один из отрядов вольных людей Ермака Тимофеевича, поселившихся в Кавказских горах и принявших своё название от гребней гор, на которых поселились.
Казаки яицкие, переименованные после «Пугачёвского» бунта в уральские, – вторая ватага Ермака. Своё прежнее название получили от реки Яик.
Не случайно, по историческим песням Дона Ермак принимает участие в строительстве пограничных крепостей, а его походы против турок осмысливаются как охрана русской территории. Ермак – горячий патриот Родины, выразитель интересов социальных низов, питавших ненависть к поработителям.
XVII-ый век представлен песнями о Степане Разине. Основная их идея – борьба народа с помещиками и царскими чиновниками-воеводами. Песни о Разине – это голос голытьбы, разорённой и обездоленной. Для неё он – заступник. Народ верит Разину и идёт за ним.
Как у нас-то было на Тихом Дону,
В славном городе Черкасским,
Породился, появился
Удалой-то там казак,
По прозванию Степан Тимофеевич:
«Братцы, вы мои казаченьки,
Ай, ну и голь же, голь бедняцкая,
Собирайтесь вы со всех, ну со всех сторон!
Товарищи вы, друга любезные,
Собирайтесь, братцы, вот вы солетайтеся,
Братцы, на волюшку-волю вольную!
XVIII-ый век. Богаты и содержательны песни о Петровской эпохе. Тематически они объединяют самые различные события и факты. Особенно обстоятельно освещена в исторических песнях деятельность Петра I. Его энергичные заботы об укреплении могущества русского государства нашли выражение в песнях о постройке флота, о военных победах над шведами, о внутригосударственных реформах.
«Ой да, вот и полно тебе,
Полно тебе, король шведский,
Да полно тебе воевати, —
Ой да, не пора, не пора ли тебе,
Не пора ли, король шведский
Да с русским царём помириться,
Ой да, вот не пора, не пора ль тебе,
Не пора ли, король шведский,
Да царю Петру поклониться!»
Станица Усть-Белокалитвенская, 1902
Уважением и симпатиями отмечен образ гениального русского полководца Александра Суворова. Народ высоко ценил суворовскую военную школу. И песенники стараются подчеркнуть человечность и демократичность образа. Суворов всегда с солдатами – во время штурма и на привале, разделяет с ними все тяготы военной жизни. «Братцы, орлы мои» – неизменное обращение к ним. Песня создает подлинно исторический образ полководца.
Пишет, пишет граф Суворов
Турецкому апаше:
— «Ты турецкий славный апашура,
Отдай, отдай наши крепостя,
Не отдашь ты наши крепостёчки,
Мы их штурмом, штурмом их возьмём;
… — У донцов, у нас шашка острее, —
Нам и крепостью, донцам, владеть».
Станица Гундоровская, 1904
Исключительно яркое отражение получила в исторических песнях Дона героическая борьба народа в 1812 году, окончившаяся разгромом и изгнанием наполеоновских полчищ. Донские казаки вместе со всем русским народом приняли участие в освобождение Родины. Народные мастера исторической песни находят полные силы и драматизма художественные средства для изображения разоренной врагами родной земли.
…Вот и пишет с Дону атаманушка
Матвей Платов наш Иванович:
— «У меня-то есть на Тихом Дону
Други верные – казаченьки;
Ох-и, позову я моих казаков лихих
На француза-неприятеля
Ох-и, вы орлы мои сизокрылые,
Ой да мы встретим врага середи путя,
Да и вдарим же, вдарим лавою:
Вот приготовим ему сладки кушанья
Да и бомбочки со ядрами,
Ох-и, и на закусочку мы пошлём ему
Пушки медные со лафетами,
Ой, а квартирушки приготовим ему
В чистом поле середи путя!»
Станица Усть-Белокалитвенская, 1905,1911
Казачья служба была очень тяжела и опасна. Жизнь в тревожном порубежьи, почти непрерывные боевые действия сформировали суровый характер казака, но не огрубела его душа. И это наглядно проявляется казачьей песне. Она звучала в походе, перед боем, на отдыхе, в станице. В ней и любовь к Отечеству, и горечь потерь, и прославление героев. В короткие минуты передышки гулял казак – звучали в песне его удаль и веселье.
«Донские казачьи песни… — писал В. Г. Белинский, — более заслуживают названия исторических, чем собственно так называемые исторические русские народные песни. В них весь быт и вся история этой военной общины, где русская удаль, отвага, молодечество и разгул нашли себе гнездо широкое и привольное. В них и исторической действительности больше, в них и поэзия размашистей и удалей».
Народные песенники понимали огромную воздействующую силу песни и заботились о её понятности и доходчивости и в течение длительного времени совершенствовали своё художественное мастерство. Малопонятные устаревшие слова, например, выбрасывались и заменялись литературными.
В народных песнях широко используется такие поэтические приёмы:
· Анафора – повторение (звуков) слов в начале каждого ряда:
Ой да загорелась в поле ковыль-травушка,
Ой да ни от жару, ни от солнышка.
· Эпифора – повторение (звуков) слов в конце каждого ряда:
Да ты не плачь, не плачь, моя матушка,
Да ты не печалься, моя матушка.
· Рефрен – повтор стиха или строфы в определенном порядке:
Как под ярочком
Вырастали три садочка,
Три садика зелененьких,
Три садика зеленые,
Три садика зеленые.
· Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений:
Не черные тучушки из-за гор подымалися,
Да не серые гусюшки чего-то испугалися.
·Риторические обращения – стилистическая фигура, носящая условный характер:
Сторона ты, моя сторонушка,
·Риторические вопросы: вопросительное предложение, содержащее утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа:
Дон-кормилец, Дон сердечный, Или ты про нас забыл?
· Многословие – излишество слов, отсутствие чёткости и краткости в речи:
Ой, молодых казаков-то в солдаты брать,
А малых деточек в тихий Дон бросать,
А молодых жен да на боярский двор.
· Бессоюзие – построение речи, при котором союзы, соединяющие предложение, опущены:
За кубанской за рекой,
Там казак молодой
Ковыль-травушку ломал,
Тёплой воды нагревал,
Свои раны промывал.
· Звуковые повторы – повторение внутри стиха и в соседних стихах группы одинаковых или похожих звуков:
Из-за леса, леса копий и мечей
Едет сотня казаков-усачей.
К числу любимых зрелищ донских казаков относился народный театр. В XIX-ом веке редко какая ярмарка, свадьба или другие общенародные гуляния обходились без показа народной драмы, фарса или кукольного представления. Создание самого народного театра начинается, видимо, с того момента, когда по Дону и его притокам начинаются селиться беглые крестьяне, которые приносили на донские земли устное народное творчество: песни, былины, сказки, торжественные обряды, праздники, скоморошины, потехи. Жизнь казаков по Дону и его притокам в то время была достаточно суровой и опасной. Свою свободу и независимость донцам приходилось отстаивать в беспрерывных сражениях с турками и татарами. Видимо, в то время и сложилась поговорка «Секи меня сабля турецкая, но не бей меня боярская плеть». Казаки предпочитали хотя и короткую по времени жизнь, но свободную.
Находясь вдали от Москвы, казаки создали и своё оригинальное административно-политическое устройство. Высшим органом власти у них являлся казачий Круг, где они выбирали себе атамана, решали другие важнейшие вопросы. Раз принятое решение по тому или иному вопросу, запоминалось в народной памяти. Безусловно, всё это повлияло на устное народное творчество казаков и подготовило почву, на которой и вырос донской народный театр. Отличие народного театра от профессионального заключалось в том, что представления народного театра шли прямо под открытым небом, на улицах и площадях, среди шумных толп зрителей. Очень часто и сами зрители становились участниками спектаклей. Тексты народных драм записывались редко, постановщики играли по памяти. Иногда текст менялся до неузнаваемости по сравнению с первоначальным. Большие изменения в тексты народных драм вносили не только атаманская цензура, но и сами зрители. Исполнители народных драм должны были говорить очень громко, почти кричать. От них требовались размашистые, резкие движения, ярко выражающие переживания действующих лиц. То, что зритель мог не услышать, он должен был увидеть.
Ну и, конечно, ни одна из ярмарок не обходилась без кукольного театра. Репертуар их был почти одинаков, но техника постановки разная. Обычные куклы размером 80-90 сантиметров, наряжались в казачьи костюмы и приводились в движение при помощи тонких шнурков, управляемых руками «водителя», скрытого за ширмой.
Много места в репертуаре кукольного театра занимал бытовой жанр, сцены из жизни. Представления сопровождались музыкальным оформлением. Оно состояло из двух гармоней, двух-трех бубнов, литавров и нескольких трензелей. Музыканты по ходу действия исполняли и песни, а иногда принимали участие в представлении, вступая в спор с куклами.
Таким был донской театр, который просуществовал на земле донских казаков в течение двухсот лет.
Одним из любимых героев кукольных представлений являлся никогда не унывающий казак Чигуша – собирательный тип в казачьем фольклоре. В постоянных столкновениях с людьми богатыми и влиятельными, он умел постоять за себя и потешить народ.
…Давным-давно, почти пятьсот лет назад, донская земля стала приютом и второй родиной многим бедным и обездоленным людям. Они бежали сюда от крепостной неволи и становились казаками. Бежали на Дон отовсюду. Здесь селились украинцы и поляки, турки и греки, немцы и шведы. Но больше всего было русских людей. Они приносили с собой свои, русские, обычаи и привычки, свой уклад жизни, свои песни и сказки. Поэтому со временем они и песни свои стали петь по-новому, и сказки рассказывать по-иному.
За несколько столетий, пока эти сказки ходили среди казаков, они заметно изменились. Это видно и в том, как сказочные герои говорят, и в том, как они одеваются и чем занимаются. В донской сказке больше простых, будничных, житейских подробностей и мелочей. А главное – изменился сам сказочный герой.
Отличительной чертой донских казачьих сказок от русских народных является отсутствие «волшебной силы», помогающей герою, а казак в сказке выходит победителем благодаря своей ловкости, смекалке и смелости. В донских сказках всегда воплощается мечта народа о свободной и счастливой жизни, которую он выстрадал, за которую он боролся и победил.
Типичными чертами характера казаков являлись доброта и честность. Это закрепилось в традициях и уважение к старшим.
Донские сказки, несомненно, увлекут младших школьников, разожгут огонёк любви к родному краю и его людям, помогут приобщиться к его истории и духовной-культуре.
Обязательно обратите внимание на особенности языка донских сказок, на неповторимый казачий говор, своеобразный юмор, который придаёт сказкам особый колорит, на богатство сказки изобразительно- выразительными средствами (Дон Тихий, ветры буйные, сердце доброе, месяц ясный, река светлая).
Завершая тему фольклора надо отметить, что казачий фольклор богат своими поэтическими традициями. Издавна славятся районы Дона историческим эпосом и лирикой. Устное народное творчество Дона имеет большую историко-литературную и познавательную ценность. По произведениям фольклора мы имеем представление о тех мыслях, чаяниях и ожиданиях, которые волновали донское казачество. Активное собирание произведений казачьего донского фольклора началось вскоре после окончания гражданской войны (1922 г.). Оно шло попутно с записью традиционных произведений народной поэзии, обследованием быта, обычаев и нравов местного населения. В этот период фольклористика была неотделима от этнографии (наука, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение, состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру). Обе эти науки развивались главным образом в рамках краеведения, принявшего характер широкого общественного движения.
В своё время значительный вклад в изучение и популяризацию казачьего фольклора на Дону сделал Александр Михайлович Листопадов – фольклорист, этнограф, музыковед. Его собрание считается по праву классическим и включает тексты едва ли не всех бытовавших на Дону фольклорных жанров. Много ценного внесли известные собиратели и исследователи донской песни и сказки супруги Фёдор Викторович и Тамара Ивановна Тумилевич. Во многих библиотеках есть «Казачьи сказки» Бориса Алмазова, «Сказки Тихого Дона» Петра Лебеденко, «Донские сказки» разных авторов, но созданных на основе народных, и другие произведения, которые в настоящее время стали ценными краеведческими документами.
Во всех библиотеках нашей области ведётся программно-проектная деятельность, направленная на формирование любви к Отечеству и малой Родине через популяризацию чтения литературы о родном крае. Разнообразные краеведческие мероприятия воспитывают у подрастающего поколения уважение к истории нашего многонационального региона.
В условиях коренных исторических перемен, полного обновления жизни и быта, при широком процессе информатизации и цифровизации общества – при всём этом устное народное творчество не перешло целиком в книги, не ушло в архивы, а продолжает жить как значительное явление современной народной культуры в непосредственной памяти и повседневном быту жителей Донского края.
Котова Ирина Юрьевна,
заведующий отделом комплектования и обработки фонда
ГБУК РО «Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной»