С 24 по 30 апреля 2023 года Ростовская региональная общественная организация «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии» (РРОО «ЦЕНТР») в рамках проекта «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив провела онлайн консультацию «Учимся видеть, понимать и описывать жизнь Донского края (как создавать детям и подросткам литературные творческие работы)».
В ходе консультации состоялось знакомство с изобразительными средствами русского языка: эпитетами, метафорами, сравнениями, олицетворениями, гиперболами, литотами и другими «красками» художников слова. Все желающие научились отличать и использовать вышеперечисленные тропы на примерах творчества донских авторов.
Кроме того, в консультации рассказано, что такое плагиат и самоплагиат, как этого избежать при написании литературной творческой работы.
Адресована консультация, в первую очередь, детям и подросткам, которые хотят принять участие в конкурсах по проекту, но также интересна и полезна работникам образования и культуры.
Ведущая консультации – Безрукова Светлана Валерьевна, заместитель директора Ростовской областной детской библиотеки имени В. М. Величкиной
Ссылка на мероприятие была размещена на сайте РРОО «ЦЕНТР» и на сайтах партнеров:
RuTube РРОО «ЦЕНТР»:
https://rutube.ru/video/private/401a57c97687f8d5821d98c829d2c69e/?p=BqBVbhjQAobtVesF_6hJcg
YouTube РРОО «ЦЕНТР»:
Анализ статистики на канале YouTube РРОО «ЦЕНТР» с 24 по 30 апреля 2023 года:
Продолжительность видео: 51 мин. 10 с.
просмотров – 567
часы просмотров –236,2 ч.
Полных просмотров – 277 ч., что соответствует ожиданиям проекта.
В течение недели, с 24 по 30 апреля, слушатели консультации заполняли регистрационные анкеты по ссылке, размещенной в аннотации к видео. Анкеты были созданы в шаблонах Google. Данные анкет сформировались в электронную таблицу Excel.
Количество поступивших анкет – 221. При первичной обработке было установлено дублирование анкет (№№ 54,65,141,142,145,147,148,164,174) и поэтому они были исключены из подсчета, и к дальнейшему анализу было принято 212 анкет.
Исключаются из подсчета дети и подростки №№ 8,13,21,34,73,78,143,188,197,201 – организаторы просмотра не готовы предоставить список детей и подростков, участников мастер-класса – 95 чел.
Итого в онлайн консультации приняли участие:
детей и подростков в группах с наставниками – 318;
представители гуманитарной отрасли – 210 человек, из них:
сотрудников библиотек – 204, педагогов – 6;
представители других отраслей – 2 (инженер и бухгалтер)
Среди представителей гуманитарной отрасли 201 человек – жители Ростовской области, остальные 9 – жители других территорий России: Ставропольский край (1 чел.), ДНР (1 чел.), Свердловская область (2 чел.), Тульская область (1 чел.)), Башкортостан (1 чел.), Саратовская область (2 чел.), г. Орёл (1 чел.).
В предыдущих онлайн мастер-классах проекта принимали участие 163 представителя гуманитарной отрасли, впервые участвовали 47 представителей гуманитарной отрасли (библиотекари) и 2 представителя других отраслей. Из тех, кто впервые участвовал, 5 человек – представители других территорий России, 44 человека – из Ростовской области.
Наставники из числа сотрудников библиотек из Ростовской области – 23 человека организовали участие 308 детей и подростков, а наставник из системы образования – 1 человек организовал участие в просмотре онлайн консультации 10 детей и подростков.
Ранее принимали участие в онлайн мастер-классах проекта – 252 детей и подростков, впервые участвовали – 66) (подсчёт затруднён из-за некорректно заполненной графы анкеты).
От участвующих в группах с наставниками преобладали подростки и дети среднего возраста. Подсчитать точно сложно, так как состав участников просмотра онлайн консультации часто разновозрастной (например, 7-12 лет или 8-14 лет и т. д.).
Из жителей Ростовской области особенно активно подключились библиотекари Красносулинского, Неклиновского, Каменского, Аксайского, Азовского, Матвеево-Курганского, Чертковского районов; городов Сальск, Батайск, Красный Сулин, Шахты, Ростов-на-Дону.
Участники консультации высказали немало интересных предложений по привлечению детей и подростков к созданию литературных творческих работ, в том числе связанных с Донским краем. По мнению участников просмотра онлайн консультации этому может способствовать:
«Создание клубов любителей чтения (книжных клубов) для детей и подростков, участники которых не только читают и обсуждают прочитанные книги, но и создают литературные творческие работы: фанфики, эссе и т.д.» (Неклиновский район)
«Организация экскурсий по Донскому краю для детей» (г. Шахты)
«В первую очередь показывать и рассказывать о самих произведениях чаще, читать сказки, рассказы, отрывки из произведений. И обязательно рассказывать, как писать правильно. Все, как вы советуете» (г. Зверево)
«Проведение читательских марафонов, освещение работы библиотеки в молодежной и детской среде, передвижные выставки -просмотры, работа библиотеки непосредственно в школах и детских садах» (Кагальницкий район)
«Я считаю, что в этом направлении с детьми надо больше работать в школе. Элементарное сочинение некоторые не могут написать. В библиотеке они получают информацию, а работают с ней сами. Наша часть работы информировать читателя, а не обучать». (Аксайский район)
«Привлекать учителей школы, директоров для информирования детей и подростков» (Каменский район).
«Создать онлайн — игру по произведениям Донского края» (г. Новошахтинск).
«Индивидуальная работа с детьми по выявлению интереса к созданию творческих работ» (Ремонтненский район).
«Чтобы привлечь детей и подростков к созданию литературных творческих работ надо детям привлекать любовь к родному краю. Для этого необходимо проводить экскурсии по родным местам. В библиотеках организовывать встречи с поэтами и писателями Донского края» (Неклиновский район).
«Необходимо наладить издание краеведческой литературы и произведений донских авторов. Книг катастрофически мало, а зачастую нет вообще. Детям дать нечего. Вся работа по продвижению становится не эффективной» (Аксайский район)
«Нужно проводить мероприятия, знакомящие ребят с творчеством писателя: книжные выставки, обзоры книг, обсуждения, беседы. Громкие чтения принесут пользу, если школьники будут сами зачитывать и обсуждать наиболее понравившиеся отрывки из произведений донских писателей» (Матвеево-Курганский район).
«Мне кажется, что когда есть связь со школой, возможность у детей получить за эту работу оценку, то результаты были бы более качественные» (Красносулинский район).
«Книги заставляют мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение, в библиотеках проводить мероприятия, тематические выставки, библиографические обзоры книг, привлекая внимания читателей, и конечно новые поступления книг в библиотеки» (Константиновский район).
«Использовать в работе разгадывание филвордов – это не только прекрасный способ провести свободное время с пользой для ребенка, но и развить у ребенка способности концентрировать внимание, сохранять радость и интерес к чтению, что поможет улучшить успеваемость в школе» (Неклиновский район).
«Совершенствовать способы поощрения участников, а для лучшего ознакомления детей с произведениями донских писателей необходимо увеличить количество издаваемых книг, так же желательно включать некоторые произведения в школьную программу» (Матвеево-Курганский район).
«Считаю, что нужно поддерживать статус читающих детей. Ставить в пример другим посетителям библиотеки, писать о них в газете. Как правило, начитанные дети чаще всего откликаются на создание литературных творческих работ» (Чертковский район).
«Организация конкурса литературных работ и публикация лучших произведений в сборнике или на онлайн-ресурсе. Проведение цикла литературоведческих встреч о правилах написания литературных произведений малых форм. Организация чтений и разбора произведений» (г. Волгодонск).
«На уроках литературы, в школе, необходимо увеличить количество часов на изучения творчества писателей своего края» (Азовский район).
«Проведение мастер-классов, возможно встреч с писателями, проведение краеведческих уроков. По окончанию встреч предложить детям написать свои литературные произведения, работы, самые лучшие из которых будут опубликованы или поощрены. Также можно учителей знакомить с детскими литературными конкурсами, для привлечения к участию в них детей» (г. Ростов-на-Дону)).
«Главное привлечь ребенка к книге, и любви к чтению. Только читающему ребенку будет интересно исполнять литературные творческие работы. Для этого нужно заинтересовать ребенка к прочтению книги, к истории Донского края. Разнообразные массовые мероприятия по привлечению детей, конкурсы, викторины, обзоры книг и т. п. Не маловажную роль играет и поощрение ребенка за проделанную работу» (Пролетарский район).
«Библиотеки активно используют все средства массовой работы по привлечению детей к осознанному чтению, но только в слаженной работе с педагогами получится эффективный практический результат. Успех успешных литературно-творческих конкурсов (в том числе и краеведческих, связанных с Донским краем) в координации специалистов культурной и образовательной отраслей» (г. Ростов-на-Дону).
Как видно из ответов, приведенных выше довольно часто звучит предложение о необходимости тесного сотрудничества библиотек и школ в части продвижения краеведческих знаний в целом и краеведческой литературы в частности. Идея объединения усилий образовательных организаций и библиотек по продвижению книги, чтения, русского языка и литературы на краеведческом материале заслуживает самого пристального внимания, проработки и воплощения.
После просмотра онлайн консультации, некоторые участники оставили отзывы, отражающие впечатления от увиденного и услышанного материала.
«Очень хорошие мероприятия, полезны и детям и взрослым». (Каменский район).
«Спасибо за онлайн-консультацию, будем применять методические рекомендации специалистов РОДБВ для привлечения читателей к участию в краеведческих конкурсах по данному проекту и составлению литературных творческих работ» (г. Азов)
«Полезная информация для детей и подростков, которые желают принять участие в конкурсах по проекту «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов» (Матвеево-Курганский район).
Подводя итог онлайн консультации «Учимся видеть, понимать и описывать жизнь Донского края (как создавать детям и подросткам литературные творческие работы)», можно с уверенностью сказать, что её цели достигнуты: обозначены основные особенности текста, как самой большой единицы речи, стили и виды текстов; представлены языковые средства выразительности в целом и более подробно рассмотрены лексические средства выразительности – тропы; дано понятие плагиата и самоплагиата; представлены книги из фонда Ростовской областной детской библиотеки имени В.М. Величкиной.
Все участники онлайн консультации проявили искреннюю заинтересованность содержанием мероприятия. Об интересе к мероприятиям проекта свидетельствует высокий процент участников онлайн консультации, которые ранее принимали участие просмотре онлайн мастер-классов по проекту. Среди представителей гуманитарной отрасли это 81,1% участников, среди детей и подростков – 81,8%.
Количество заполненных анкет, полученных отзывов и предложений подтвердили, что форма онлайн мероприятия эффективна для распространения краеведческих знаний, доступна большому числу участников из разных, территорий как Ростовской области, так и других регионов Российской Федерации.
Благодарим всех участников за интерес к проекту и активное участие в онлайн консультации и предыдущих онлайн мероприятиях по проекту. Надеемся, что все юные читатели, познакомившись с донским фольклором и получив консультацию о том ка нужно писать творческую работу, обязательно станут участниками конкурса, рассказа или эссе для детей и подростков «Казачьему роду нет переводу: казачьи традиции сегодня» по проекту «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов».