Ростовская региональная общественная организация

«Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии»

Онлайн консультация  «Учимся видеть, понимать и описывать жизнь Донского края (как создавать детям и подросткам литературные творческие работы)»

Онлайн консультация «Учимся видеть, понимать и описывать жизнь Донского края (как создавать детям и подросткам литературные творческие работы)» состоялась в рамках проекта «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов» реализуемого Ростовской региональной общественной организацией «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Цель онлайн консультации – помочь всем, кто решил участвовать в творческих конкурсах по проекту «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов».

C октября 2022 года по февраль 2023 по проекту был проведен цикл из 4-х мастер-классов «Писатели Дона – детям» в ходе которых, дети и подростки познакомились с творчеством Б.В. Изюмского, П.В. Лебеденко, М.П. Астапенко, В.Н. Банцевича.

В каждом из них ведущие рассказали о жизни и творчестве писателя, дали характеристику произведениям, связанным с Донским краем, его историей. фольклором, людьми.

С 1 апреля 2023 года стартовали конкурсы:

•        конкурс рисунков для детей и подростков «Без углов курень не строится, без пословицы речь не молвится. Как я понимаю казачьи пословицы и поговорки»;

•        конкурс рассказов и эссе для детей и подростков «Казачьему роду нет переводу: казачьи традиции сегодня»;

•        творческий фестиваль чтения отрывков из произведений Б.В. Изюмского, П.В.Лебеденко, М.П.Астапенко, В.Н.Банцевича «Читаем книги донских авторов» (для детей и подростков);

•        конкурс для специалистов гуманитарной отрасли «Язык –духовный код нации» по разработке методических рекомендаций по конструированию планов внеурочной деятельности по продвижению русского языка и литературы в образовательных учреждениях, общественных организациях, библиотеках на базе казачьих традиций, фольклора, народных сказок, былин, произведении писателей и поэтов.

Участие в конкурсах по проекту предполагает умение конкурсантов владеть навыками письменной речи и отчасти писательского мастерства, а также ориентироваться в многообразии видов текстов, их жанров, стилей. Именно об этом было рассказано в онлайн консультации «Учимся видеть, понимать и описывать жизнь Донского края (как создавать детям и подросткам литературные творческие работы).

Неотъемлемой частью консультации стал обзор книг из фонда Ростовской областной детской библиотеки имени В.М. Величкиной, которые несомненно помогут всем, кто хочет научиться красиво и грамотно писать тексты на русском языке.

Ни для кого не секрет, что письменная речь человека едва ли не разнообразнее устной. ведь излагая мысли на бумаге можно не торопиться и использовать всё богатство языка. Попробуем не углубляясь, выделить основные моменты, которые необходимо знать, приступая к созданию собственного текста.

Текст — самая большая единица речи, письменное или устное высказывание. Он состоит из объединённых единой мыслью предложений и предполагает внутреннюю организованность и законченность.

Основные признаки текста:

– тематическое и композиционное единство его частей,

– наличие грамматической связи его частей (последовательной или параллельной),

– смысловая цельность,

– относительная законченность.

Каждый связный текст имеет внешнюю и внутреннюю форму. Рассмотрит основные понятия внешней и внутренней формы текста.

Внутренняя форма текста — это его содержание (тема, авторский замысел).

Тема текста — это то, о ком или о чём говорится в нем. Тема текста часто выражается в его заголовке.

Авторский замысел — это основная мысль, или идея, которую автор воплотил в тексте.

Основная мысль текста — это то, что выразил автор, к чему он призывает или чему учит читателя, ради чего написан текст.

Внешняя форма — это композиция и языковые средства, с помощью которых реализуется авторский замысел.

Рассмотрим, какие существуют стили и виды текстов. Русский язык выделяет следующие стили:

Разговорный

Используется для простого общения, где автор может поделиться своими мыслями в неформальной обстановке.

Книжный

Публицистический. Для такого стиля характерны логичность, эмоциональность, оценочность, призывность. Главная особенность – общественно-политическая лексика. Слова эмоционально окрашены, присуща торжественная лексика и употребление коротких предложений. примером может служить статья из газеты.

Научный. Его отличает логическая последовательность изложения, упорядоченная система связи между высказываниями, стремление к точности и сжатости.

Официально-деловой. Средство письменной коммуникации, которое используется в сфере правовых отношений и управлении. Это стиль всей деловой переписки и официальных документов.

Художественный. Применяется исключительно в художественной литературе с использованием всего богатства лексики, разнообразных стилей, эмоциональной речи. Данный стиль направлен на передачу чувств и мыслей автора.

Кроме стилей. выделяют и типы текстов:

Повествование. Текст рассказывает о событиях, которые связаны между собой временной последовательностью. Отличительным признаком является определенная структура: завязка, развитие, развязка. Рассказ строится от первого или третьего лица, с использованием глаголов совершенного вида прошедшего времени.

Рассуждение. Текст, содержащий изучение и исследование конкретных предметов и их связь друг с другом. Прослеживаются определенная схема и логическая структура. В качестве главной мысли выступает тезис, который формулируется в начале текста. Далее идут аргументы и доказательства, которые подтверждают или опровергают данный тезис. В конце делаются выводы.

Описание. Текст, имеющий последовательное изображение и характеристику событий, предметов и людей. Можно проследить перечисление характерных свойств и особенностей, присущих главному герою. Для текста свойственны однородные определения, дополнения, обстоятельства, использование метафор, сравнений, эпитетов и иных выразительных средств языка. Основной задачей является создание мнения об описываемом предмете или герое.

При написании конкурсной работы, участникам конкурса стоит обратить внимание художественный и публицистический стили, поскольку именно они чаще всего используются для написания небольших по объему произведений – рассказов, очерков, эссе.

Рассказ – это произведение малой эпической формы, для которого характерны лаконизм и сжатость повествования. Рассказ короток, в нём мало действующих лиц и описываемое событие (оно, как правило, одно!) очень ограничено во времени. Чтобы показать героя «во всей красе», автор выбирает такой случай из его жизни, который побуждает героя действовать соответственно своим представлениям о морально-нравственных нормах. Иными словами, автор выставляет главное действующее лицо в ярком, обнажающем характер и чувства свете.

Эссе — (в переводе с французского— «размышление»). Пишется, прежде всего, по поводу прочитанного, услышанного или пережитого. Как в любом сочинении-рассуждении, обязательно должен быть тезис, доказанный или опровергнутый в заключительной части эссе. Здесь будут уместны цитирование, сопоставление различных точек зрения, сомнения и опровержения, то есть истина должна «рождаться в муках творчества».

Рассказ в отличие от эссе (от которого может отличаться несколько большим объемом) не обязательно отражает авторскую позицию, а в эссе обычно нету иных персонажей, кроме автора.

Основные черты и признаки эссе:

В зависимости от предмета высказывания, выделяют такие типы эссе:

  • Призвано критически рассмотреть тезис или явление. Оно транслирует мнение автора по данной теме, указывает на сторону, которую он принимает в спорном вопросе.
  • Анализ чьей-либо работы (статьи, фильма, произведения изобразительного искусства и пр.). В нем указывают сильные и слабые стороны работы, раскрываются тонкости ее создания. Автор эссе предполагает, что хотел донести до публики творец, и подводит итог, удалось ли ему достичь цели.
  • . Доказывает определенный тезис с помощью весомых аргументов.
  • . Разъясняет какой-либо предмет или явление, дает о нем исчерпывающую информацию. В этом случае не нужно доказывать полезность, работоспособность или верность предмета. В пределах этого вида выделяют эссе-описание, рассказывающее об объективных характеристиках предмета.
  • . Описывает событие или действие. Зачастую оно преследует информативную или развлекательную цель и должно заинтересовать читателя происходящим. Этот тип эссе похож на рассказ: в нем также есть завязка, развитие событий, развязка и конфликт.
  • . Произведение, которое проводит параллели между предметом и похожим явлением.

Чтобы созданная автором литературная творческая работа приобрела черты художественного произведения необходимо использовать при написании текста изобразительные средства языка

Речевые средства выразительности придают тексту эмоциональность, глубину, красочность. Они акцентируют внимание читателя/слушателя на том или ином предмете обсуждения, на явлении, человеке или событии.

Русская поэзия и проза изобилуют языковыми средствами. Они делают текст насыщенным, а также демонстрируют мастерство писателя или поэта, его умение владеть художественной речью. Даже простой предмет или событие могут быть описаны нетривиально и живописно благодаря специальным приемам.

Языковые средства выразительности делятся на три больших группы: фонетические; лексические; синтаксические.

Самыми широко распространёнными в художественной литературе и широко известными являются лексические средства выразительности – тропы. Их используют для передачи переносного значения, для иносказания.

Благодаря тропам создаются объемные и красочные образы — слуховые, визуальные, обонятельные. Так производится должное впечатление, которого и добивался автор. С их помощью создается необходимая атмосфера, погружающая читателя в происходящее. Еще тропы создают сравнения — явные или символические. Они основываются на личных ассоциациях писателя/поэта, на визуальном сходстве, на желании сделать описание именно таким образом.

Наиболее известные и употребляемые виды тропов:

Эпитеты — определения, создающие образ и характеризующие предметы, людей, явления. Чаще всего их можно встретить в поэзии и прозе. Это, как правило, прилагательные (встречаются и наречия), выражающие признаки объекта.

Сравнения. При сравнении происходит сопоставление одной конструкции с другой или другими на основе общих или отличных черт. Для таких оборотов характерно наличие следующих союзов: будто, как, словно, точно. Но их использование не обязательно, хотя подразумевается: ползет ящерицей; глаза словно льдинки; она лучше его вчерашнего гостя.

Олицетворение. Неодушевленные объекты/явления наделяются свойствами живых.

Метафора – скрытое сравнение, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.

Гипербола — буквально «преувеличение» — это художественный троп, который состоит в чрезмерном преувеличении каких-либо качественных или количественных свойств предметов, явлений, процессов.

Литота. Прием, который, в отличие от гиперболы, преуменьшает факты или явления: она была легкой как пушинка.

Гротеск. Прием, при котором смешиваются различные жанры: реальность и фантастика, комедия и трагедия, преувеличение реальных событий, которые становятся похожими на выдумку: голова этого незадачливого джентльмена была нафарширована опилками.

Примеры:

При написании творческих работ, особенно конкурсных, невозможно не использовать другие источники кроме собственных впечатлений и желания творить. А такой вид литературы, как эссе обязательно должен опираться на ранее прочитанные, прослушанные, увиденные автором произведения искусства и литературы. Что же нужно учитывать, чтоб созданное произведение не объявили плагиатом? Для начала разберемся, что такое плагиат?

Плагиат — это умышленное присвоение авторства. Что является плагиатом, определяется по наличию одного из признаков:

воссозданы фрагменты чужого произведения, но нет указания на авторов и название;

произведение полностью копирует чужую работу без обозначения источника;

не указаны соавторы.

Чем плагиат отличается от заимствования

Заимствование – это использование чужого творческого труда со ссылкой на первоисточник с целью его расширения или переработки.

Художественное заимствование – это заимствование темы или сюжета художественного произведения, либо оригинальных идей, составляющих его содержание, без заимствования формы их выражения.

Если автор копирует собственные мысли из более ранних работ, не помечая при этом в тексте первоисточник, это называется самоплагиатом. По сути, исследователь «ворует» сам у себя. При использовании такого приема страдает уникальность нового проекта. Системы по проверке материалов на оригинальность воспринимают копированные (даже у самого себя) материалы за плагиат.

Нельзя не коснуться отмечаемого многими разнообразия форм «самоплагиата», к числу которых, в частности, относят:

– дублирующие / многократные публикации, под которыми понимаются повторные публикации автором одной и той же своей работы под разными названиями и в разных изданиях.;

– избыточную публикацию, то есть воспроизведение значительной части текста собственной (более ранней) работы в своей последующей публикации без соответствующей ссылки. Это одна из наиболее дискуссионных разновидностей «самоплагиата», в отношении которой у исследователей возникает целый ряд резонных вопросов: «Неясно, каковы общие принципы, в соответствии с которыми некий объем цитат считается превышающим своеобразную планку, после преодоления которой произведение нельзя считать новым (на практике подобная «планка» устанавливается произвольно той или иной организацией).

потоковое воспроизведение / автоплагиат понимается как публикация целой серии статей на одну тему лишь с небольшим количеством нового материала в каждой из них. При первом приближении создается впечатление, что они представляют собой, по сути, дублирующие публикации.

Обзор книг из фонда РОДБВ

  1. Барашков В.Ф., А как у вас говорят?: книга для учащихся. – М.: Просвещение,1986.

В книге в доступной и занимательной форме рассказывается о русской народной речи, её богатстве и территориальном разнообразии, о наречиях и говорах русского языка и их наиболее характерных особенностях. Знакомство с этой книгой поможет начинающим авторам придать своим произведениям нужный колорит и связать их посредством употребления аутентичных слов с родным краем.

2. Бенке К., Пиши ещё! Руководство для начинающего писателя. – М.: Альпина Паблишер, 2016.

Книга-практикум опытного преподавателя творческого письма Карен Бенке адресована всем, кто хочет научиться писать и стихи, и прозу.

Автор предлагает не зацикливаться на скучных академических правилах, а дать волю воображению, играть со словами, мыслеформами, рифмами, размерами и идеями. Небольшие разделы, каждый из которых посвящен конкретному творческому приему, состоят из краткой теоретической части, интересного задания, места для его выполнения и примеров того, как это можно сделать. В книге также есть ценные советы известных писателей начинающим.

Книга адресована в первую очередь юным читателям, но взрослые по всему миру уже оценили её по достоинству, и тоже с удовольствием читают и применяют полученные из книги знания.

3. Кожина М.Н., Стилистика русского языка.: учебник для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1993.

Книга для тех, кто хочет постичь теоретические основы стилистики русского языка.

4. Кузнецова Ю., Как я пишу: на творческой кухне автора детских книг. – М.: КомпасГид, 2018.

Автор книги – известная детская писательница Юлия Кузнецова, которая решила рассказать всё самое интересное о своем творчестве. Это не учебник, скорее сборник эссе о писательском труде. Для желающих отточить писательский навык в книге размещены задания.

5. Мещеряков В.Н., Как пересказывать произведения литературы, живописи, музыки: Методические приемы и образцы. – М.: Флинта: Наука, 2002.

Это методическое пособие научит пересказывать не только прочитанные книги, но и просмотренные фильмы, произведения живописи, прослушанные музыкальные произведения, а также познакомит со способами, техниками и приёмами пересказывания.

6. Морозова Н.П., Учимся писать сочинение: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1987.

Как выбрать тему сочинения, составить план, подобрать заголовки к частям плана, с чего начать и чем закончить сочинение – вот далеко не всё, о чем идет речь в этой книге.

7. Новиков Л.А., Искусство слова. – М.: Педагогика, 1982.

В книге известного советского лингвиста доктора филологических наук профессора Л.А.Новикова рассказывается о богатстве изобразительных возможностей русского языка, его важнейших образных средствах, о творчестве художников слова – писателей, работах известных филологов в области языка художественной литературы, поэтики, искусства.

Излагаются основные сведения о языке, о его происхождении и развитии

8. Развивайте дар слова: Факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (7-8 кл.). Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1982.

Книга содержит краткие теоретические сведения и разнообразные виды упражнений, связанные с работой над сочинениями разных жанров.

9. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Секреты стилистики: правила хорошей речи. – М.:Рольф, Айрис-пресс, 1999.

В книге рассматриваются выразительные средства русского языка, раскрываются «секреты» их использования писателями. Анализируются стилистические ошибки в выборе слов, употреблении грамматических форм, синтаксических конструкций в школьных сочинениях и устной речи.

 Цель пособия — научить читателя правильно использовать лексические богатства русского языка и стилистические возможности синтаксиса, а также звуковой стороны речи (фоники), избегая распространенных стилистических ошибок.

10. Чемякин Е.А., Казачьи фамилии и…: (этимология, гидротопонимика, краеведение). – Волгоград: Принт, 2005.

11. Маран М., Зачем мы пишем: известные писатели о своей профессии. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.

В этой книге собраны истории 20 признанных во всем мире авторов. Они делятся советами и секретами писательского ремесла, рассказывают о том, что они любят в своей профессии, а что – нет. Книга дает ответы на многие вопросы о работе писателя, в том числе, и на главный – зачем и как авторы пишут.

12. Москвина М., Учись видеть: уроки творческих взлетов. – М.: Гаятри, 2007.

Марина Москвина – автор детских и взрослых книг, кроме этого она вела авторскую передачу на «радио России» и мастер-класс по развитию творческих способностей и обучению искусству письма в Институте современного искусства на факультете журналистики. Собственно мастер-класс и лег в основу этой книги.

Как я уже говорила в начале консультации, в рамках реализации проекта «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов» с 1 апреля текущего года проходят четыре конкурса. Поэтому, хочу обратить ваше внимание на две книги. Это сборники творческих работ участников конкурсов, которые проводились РРОО «ЦЕНТР» в рамках предыдущих проектов. С изданиями желательно познакомится всем, кто хочет участвовать в конкурсе рассказов и эссе для детей и подростков «Казачьему роду нет переводу: казачьи традиции сегодня».

13. Язык – духовный код нации (духовные перспективы России на рубеже веков): книга для детей. – Ростов-на-Дону: ООО «ДГТУ-Принт», 2018.

Книга издана в рамках реализации  проекта «Язык – духовный код нации (духовные перспективы России на рубеже веков)», реализуемого Ростовской региональной общественной организацией «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии» в период с 1 сентября 2017 года по 31 октября 2018 года с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов 2017-1. Сборник уникален тем, что включает творческие работы детей, основанные на региональном литературном (авторском и фольклорном) материале.

14. Язык – духовный код нации: продвижение детской донской литературы в подростковой и юношеской среде. – Ростов-на-Дону: ООО «ДГТУ-Принт», 2020.

Книга для детей «Язык – духовный код нации: продвижение детской донской литературы в подростковой и юношеской среде» издана по материалам трёх конкурсов для школьников и фестиваля семейного чтения произведений детских донских авторов по реализованному одноименному проекту с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов 2019-2. В книге размещены статьи экспертов о конкурсных работ школьников, работы победителей и участников конкурсов рассказов/сказок, кроссвордов, рисунков, а так же фотографии семей победителей фестиваля видео со ссылками на их работы.

Безрукова Светлана Валерьевна,

заместитель директора ГБУК РО «Ростовская областная

 детская библиотека имени В.М. Величкиной»