Кадеты и воспитанники ГБОУ РО «Шахтинский генерала Я. П. Бакланова казачий кадетский корпус» под руководством заместителя директора по УВР Чертовой И.Г., советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Клюхиной Е.В., учителя русского языка и литературы Ульмейкиной А.Н. и учителя литературы Гагулиной О.А. принимают активное участие в онлайн мастер-классах «Писатели Дона – детям» в рамках проекта «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
В рамках проекта кадеты и воспитанники 6-8 классов (119 человек) познакомились с творчеством донского писателя Бориса Васильевича Изюмского (1915-1984 г.), автора известных произведений: романа о суворовцах «Алые погоны», повестей «Нина Грибоедова», «Ханский ярлык», «Тимофей с Холопьей улицы», «Град за лукоморьем». Участники мероприятия провели анализ выразительных средств повествования и отметили, что произведения Изюмского Б.В. написаны в жанре исторического романа. Повести являются одновременно интересным и захватывающим приключением главных героев, которые демонстрируют осознанное и ответственное поведение. Примеры такого поведения необходимы сегодня кадетам и воспитанникам, их сверстникам.
Ростовская писательская организация славится своими литературными традициями, у неё есть замечательное прошлое в лице писателей-фронтовиков, внёсших свой большой вклад в развитие русской литературы. Один из них – Петр Васильевич Лебеденко. Произведения донского писателя Петра Васильевича Лебеденко, которого мы хорошо знаем по «Сказкам Тихого Дона», очень ярко отражают сегодняшний день, несмотря на то что повествуют о далёком прошлом. Кадеты и воспитанники 6-8 классов (119 человек) узнали о фронтовом пути донского писателя, познакомились с его творческой биографией, подробно рассмотрели сюжеты сказок, рассказов и повестей, провели анализ средств выразительности в повествовании, узнали о приемах работы с текстом.
Михаил Павлович Астапенко – писатель, прозаик, публицист-историк, автор многих популярных книг, исследований, очерков, посвященных истории донского казачества, член правления Ростовской региональной организации Союза писателей России, член Союза журналистов России, академик Петровской академии наук и искусств. Михаил Павлович – лауреат премии Всесоюзного литературного конкурса имени Максима Горького, лауреат областного литературного конкурса им. В.А. Закруткина. Основные произведения, написанные М. П. Астапенко: «История казачества России» в 5-ти книгах, «История донского казачества», «Донские казаки», «Атаман Платов», «Донские казачьи атаманы» и др. Первая книга М. Астапенко «Останется вечно монументом» была издана в Ростовском книжном издательстве в 1984 году. Следующей была книга «Славен Дон» (1985). В московских издательствах вышли его книги: «И будет помнить вся Россия» («Молодая гвардия», 1986), «Атаман Платов» («Современник», 1988), в ростовских издательствах – книги о Кондратии Булавине, атамане Каледине, поэте Николае Туроверове и др. Участники мероприятия, кадеты и воспитанники 6-11 классов (220 человек), отметили, что Михаил Павлович Астапенко обо всём пишет просто, ярко и доступным языком.
Мастер-классы по литературному донскому краеведению вызвали неподдельный интерес у кадет и воспитанников. Они отметили, что ознакомление с творчеством и биографией писателей способствует более вдумчивому чтению и изучению русского языка и литературы, позволяет расширить знания об истории родного края, приобщает к донским традициям, вдохновляет на участие в конкурсах проекта.
Онлайн мастер-классы подготовили и провели Зеленчук Виктория Илларионовна, заведующий отделом обслуживания детей ГБУК РО «Ростовская областная библиотека имени В.М. Величкиной» и Рыбак Светлана Викторовна, заведующий отделом методической работы ГБУК РО «Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной».
Наибольшую остроту проблема приобщения населения Российской Федерации к истокам русской национальной культуры приобретает, когда речь идёт о содержании представлений детей и молодежи о том, что значит быть представителем определённой национальности, в какой мере доступно детям освоение культуры и понимание её самобытности, а также каковы пути и средства приобщения детей к национальной культуре своего народа.
Активные процессы возрождения российского казачества сделали вопросы о его происхождении, истории, культуры одними из самых актуальных. Накоплен значительный материал, отражающий разные стороны жизни казачества, однако комплексных исследований по изучению культурного наследия донских казаков на сегодняшний день недостаточно. Особенности языкового стиля и говора позволяют говорить о самобытной фольклорной традиции донского казачества, изучение которой является весьма актуальной.
Безусловно, данный образовательный и наставнический проект в области культуры, искусства и креативных индустрий (включая цифровые технологии), решает важную задачу – привлекает внимание юных читателей к истории Донского края, его природе, к судьбам известных людей. И, самое главное, вместе с авторами ребята готовы исследовать дух непобедимых вольных донцов, погружаться в исторические пласты казачьей истории, прикасаться к изучению такого уникального явления, невиданного в истории Западной Европы, да и мира, как российское казачество.
Таким образом, целенаправленное использование потенциала мастер-классов по литературному донскому краеведению в рамках проекта «Язык – духовный код нации» позволит качественно улучшить учебно-воспитательный процесс, целью которого является становление гражданской идентичности и духовной консолидации кадет и воспитанников ГБОУ РО «ШККК».
Советник директора по воспитанию ГБОУ РО «ШККК» Клюхина Елена Васильевна