С 19 по 25 декабря 2022 года Ростовская региональная общественная организация «Центр содействия развитию гражданского общества и общественной дипломатии» (РРОО «ЦЕНТР») в рамках проекта «Язык – духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив провела онлайн мастер-класс «Писатели Дона – детям» по творчеству донского писателя Михаила Павловича Астапенко.
Астапенко – историк, музейный работник и писатель, по его книгам и публикациям огромное количество людей в России и за границей изучает славное героическое прошлое донских казаков. Для детей и подростков автор становится проводником в путешествии по страницам российской истории, а из его книг можно узнать новые детали, факты и имена из истории казачества. Мероприятие рассчитано на детей 11-17 лет, библиотекарей, педагогов.
Ведущая мастер-класса – заведующий отделом обслуживания Ростовской областной детской библиотеки, Виктория Илларионовна Зеленчук, рассказала о пяти произведениях М. П. Астапенко:
«И славен Дон» – очерки о донской земле и её истории;
«Подвиг дивный» – историческое повествование об осаде Азова в 1637-1641 годах;
«Донские казачьи атаманы» – сборник исторических очерков-биографий;
«Атаман Платов» – историческое повествование о знаменитом атамане;
«Николай Туроверов. Казак, воин, поэт» – книга посвящена поэту казачьего зарубежья.
Читая их, дети и подростки исследуют дух непобедимых вольных донцов, погружаются в историю, прикасаются к изучению такого уникального явления, невиданного в истории Западной Европы, да и мира, каким было российское казачество.
В мастер-класс вошло интервью писателя Михаила Павловича Астапенко, данное им в ноябре 2022 года представителям Ростовской областной детской библиотеки имени В.М. Величкиной и РРОО «ЦЕНТР», а также художественное чтение режиссёра, актера, педагога, сотрудника ДГПБ Александра Семёновича Пхиды.
Ссылка на мероприятие была размещена на сайте РРОО «ЦЕНТР» и на сайтах партнеров:
RuTube РРОО «ЦЕНТР»: https://rutube.ru/video/private/feb040ca4eecb87624970815bae72cf0/?p=ZNN_NWM-FOy_KGguSE-Ywg
YouTube РРОО «ЦЕНТР»:
https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=kDyXvJXBCQw
Анализ статистики на канале YouTube РРОО «ЦЕНТР» с 19 по 25 декабря 2022 года:
Продолжительность видео: 45 мин.10 с.
просмотров – 893
часы просмотров –195,4ч
Полных просмотров — 260, что соответствует ожиданиям проекта.
С 19 по 25 декабря, участники мастер-класса заполняли регистрационные анкеты по ссылке, размещенной в аннотации к видео. Анкеты были созданы в шаблонах Google. Данные анкет, сформировались в электронные таблицы Excel.
Количество поступивших анкет – 237. При первичной обработке было установлено дублирование анкет (№ 48,49,62,73,81,100,165,171,178,182,186, 196,197,231) и поэтому они были исключены из подсчета, и к дальнейшему анализу была принята 223 анкеты.
Анкеты участников позволили подсчитать количество участников, соотношение участия в мастер-классе взрослых, детей и подростков.
В онлайн мастер-классе приняли участие:
детей и подростков – 815
в том числе,
самостоятельно, без наставника 31
в группах с наставниками –784
представители гуманитарной отрасли –192 человека.
Среди представителей гуманитарной отрасли 176 человек – жители Ростовской области, остальные 16 – жители других территорий России: ДНР (4 чел.), Хакасия (5), Республика Коми (2), Бурятия (1), Ставропольский край (1), Башкортостан (1), г. Курск (1), г. Воронеж (1).
Из представителей гуманитарной отрасли Ростовской области особенно активно подключились педагоги и библиотекари Аксайского, Азовского, Заветинского, Дубовского, Красносулинского, Песчанокопского, Ремонтненского районов, городов Таганрог, Семикаракорск, Волгодонск, Белая Калитва, Ростов-на-Дону.
При этом наставники из числа сотрудников библиотек из Ростовской области — 44 человека организовали участие 479 детей и подростков, а наставники из системы образования – 6 человек (5 из Ростовской области, 1 из г. Курска), организовали участие в мастер-классе 305 детей и подростков, причём 220 детей и подростков были организованы на просмотр мастер-класса из ГБОУ РО «Шахтинский генерала Я. П. Бакланова казачий кадетский корпус». Таким образом, в мастер-классе приняли участие 803 детей и подростков из Ростовской области и 12 детей из г. Курска (в группе с наставником).
Представители гуманитарной отрасли, которые смотрели 1-ый, 2-ой и 3-ий мастер-классы, — 41 чел.
Возрастной состав детей и подростков, участвующих самостоятельно в мастер-классе, согласно анкет:
13-15 лет – 16 чел.;
16-18 лет – 15 чел.
От участвующих в группах с наставниками преобладали подростки – более 700 человек, остальные — дети младшего и среднего возраста. Подсчитать точно сложно, так как возраст указывали приблизительно (например, 9-14 лет).
Участникам мастер-классов были предложены следующие вопросы: «Вы читали произведения М. П. Астапенко до участия в мастер-классе?», «Вас заинтересовали произведения М. П. Астапенко после участия в мастер-классе?», «Где вы можете взять книги М. П. Астапенко?», «Ваши предложения по привлечению детей и подростков к чтению произведений М. П. Астапенко».
До участия в мастер-классе с книгами Астапенко не были знакомы 45 человек из 223, из них 12 детей, а 9 взрослых – из других регионов. Не заинтересовались произведениями М. П. Астапенко после участия в мастер-классе – 5 человек, все они учащиеся из Ростовской области. С ними следует провести индивидуальную работу по привлечению к чтению произведений М. П. Астапенко.
Все участники уверены, что книги М.П. Астапенко доступны. Библиотечные сотрудники отметили, что книги есть в их учреждениях, педагоги будут искать книги тоже в библиотеке, дети и подростки рассчитывают на интернет, два участника рассматривают возможность покупки книг.
Самый главный вопрос анкеты «Ваши предложения по привлечению детей и подростков к чтению произведений М. П. Астапенко» даёт нам возможность понять отношение участников к мероприятию и оценить их готовность к популяризации русского языка, литературы, краеведческих знаний.
Ответы условно можно разделить на три группы:
первая – собрала в себя ответы тех, кто готов сам принять участие в популяризации творчества Астапенко, например,
«Для привлечения детей мы проводим мероприятия и теперь будем показывать мастер-классы»;
«В связи с юбилеем М. И. Платова будем проводить уроки краеведения и обязательно обзор этих книг»;
«Очень интересный обзор, буду применять в работе по краеведению»;
«Личным примером, пересказывая произведения М.П. Астапенко»;
«Расскажу о писателе, его творчестве. Познакомлю с книгами писателя: с героическими страницами донского казачества, о подвигах Платова, Орлова, Краснощекова и других героев, прославивших себя на полях сражений за Отечество, а также многое другое»;
«На библиотечном уроке расскажу о таком замечательном писателе и познакомлю с его творчеством»;
«Подавать детям собственный пример»
«В краеведческий проект библиотеки на 2023 год включены мероприятия по книгам М. П. Астапенко «Атаман Платов» и «Николай Туроверов — казак, воин, поэт». Туроверов был участником Степного похода и в апреле 1918 года участвовал в боях на территории нашего хутора»;
«В нашей библиотеке как ни у кого есть возможность приглашать на встречи с читателями М.П. Астапенко. Это мы и делаем, но, может быть, делать это почаще».
Вторая группа, самая многочисленная, включила в себя советы коллегам, наставникам, руководителям чтения: «Вести мастер-классы, обзоры, рекомендательные беседы» — 43 ответа; «Проводить громкие/выразительные чтения» – 38 ответов; «Проводить выставки книг» – 28 ответов. Были варианты: «проводить мероприятия», «проводить конкурсы по произведениям», «знакомить с историей донского казачества», «сделать викторины по произведениям донских писателей», «организовать встречу детей с писателем», но они были не так многочисленны. Общая мысль всех ответов такова: «Больше проводить мероприятий, выставок, мастер-классов, которые эффективны в привлечении внимания читателей. Зрелищная информация хорошо воспринимается аудиторией, побуждает многих читателей обращаться к литературным источникам».
Третья группа объединила ответы тех, кто посмотрел на популяризацию русского языка, литературы и краеведческих знаний как на проблему, требующую решения. И здесь вот такие ответы:
«Больше читать в школе книги донских авторов»; «Ввести модули и предметы «Родная донская литература», «История Донского края», «Доноведение»»; «Ввести произведения в школьный курс»; «В школах, особенно, где есть казачьи классы, изучать историю казачества».
«Использовать книги М. П. Астапенко при проведении мероприятий, при создании онлайн-продуктов. Могут быть созданы проект или программа, использующие произведения Астапенко»; «Включить в списки рекомендательной литературы летнего чтения».
«Регулярные краеведческие мероприятия, особенно те, которые требуют поиска интересного материала о тех или иных исторических событиях на Дону, или исторических личностях, непременно приведут к чтению произведений М.П. Астапенко»;
«Ввести произведения Михаила Астапенко в хрестоматии для чтения учащихся разных классов начальной и средней школы. Сами сборники необходимо регулярно редактировать и переиздавать в достаточном количестве. Вовлекать в проект, как можно больше общественных и образовательных организаций»;
«Привлечение детей к участию в проекте «Язык — духовный код нации: вместе с подрастающим поколением изучаем казачий фольклор, традиции, читаем книги донских авторов».
Как указывалось, выше, в онлайн мастер-классе приняли участие 815 юных участников от 7 до 18 лет, заполняя анкету, их наставники могли рассказать о том, как ребята реагировали:
«Проявили интерес к книгам», «Слушали с интересом, понравились книги, представленные на мастер-классе», «С интересом просмотрели, много нового узнали о донских казаках. Многие захотели взять книги М.П. Астапенко для прочтения дома», «Открытием для многих стало обилие известных земляков – атаманов», «Многое узнали впервые. А кто-то читал его книги. Было полезно для всех», «Ребятам очень понравилось, то что выступал сам автор произведений», «С вниманием просмотрели и бурно обсуждали историю своего родного края. Были удивлены, что есть такие писатели, которым интересно преподносить материал так, чтобы его использовали и узнавали больше о своём крае, чтоб было что оставить будущему поколению».
Негативных отзывов не было.
Мастер-класс по творчеству донского писателя М. П. Астапенко подтвердил, что выбранная форма эффективна для распространения краеведческих знаний, доступна большому числу участников из разных, и даже дальних уголков нашей страны. К тому же мастер-классы по литературному краеведению вызывают теоретический и практический интерес не только у представителей образования, культуры, различных социальных групп населения, но и у подрастающего поколения.
Благодарим всех участников за интерес к проекту и активное участие в мастер-классе. Ждем вас на следующих онлайн мастер-классах проекта!